watman.ruантон ватман и студия «новый дизайн»         заказать сайтрассчитать стоимостьзаказать фотопортрет интерьер монтажзаказать дизайнлоготип графика рекламалайлаймузыкальный блогмагамбафотовыставка
сайтысъёмкадизайнблогне домаархивы

+7 906 120 0040
sam@watman.ru
ICQ #309202
skype: antonwatman

 

 

Антон Ватман в:
VKontakte
FaceBook
D3
LiveJournal
OK
Twitter
Instagram
Google+
YouTube
Vimeo 
Linked.In

 

архивы: ЛП №12 - янв`9911 июня 2013

Делаем MP3

Объясняю. Если у вас есть компьютер с CD-ROMом, вам совсем необязательно покупать и коллекционировать аудиокомпакты. Гораздо дешевле пользоваться форматом МР3 - на стандартный CD может поместиться в 11 раз больше! Конечно, для настоящих ценителей музыки этот способ неприемлем, но для желающих сэкономить - это существенно. Еще: всяческие пираты начали выпускать диски с МР3-записями, а в Интернете можно скачать самую свежую музыку в этом формате. Теперь каждый самостоятельно может составить себе сборничек любимых композиций и записать себе на CD. Такой диск стоит не больше 100 рублей (на январь 1999), но вмещает в себя почти 14 часов качественной музыки! В этом материале, подготовленном Стасом Микульским, рассказывается, как грамотно это сделать. АВ
 
Взялся я как-то отреставрировать записи с компакт-дисков... Ну-у, молодые люди, приходится просто удивляться, что вы не знаете таких простых вешчей... 
Да, конечно, есть в этой шутке доля шутки. Дело в следующем, папаня: дискам этим обструкцию устроили. А диски-то были не простые, а золотые, и соответственно по одному-единственному экземпляру. Из-за этих царапин некоторые CD-проигрыватели сообщают на своих дисплейчиках - «no disk» или диски в них, что называется, «скачут». Или ставишь такой зацарапанный и залапанный диск в другой какой-нибудь CD-проигрыватель, или в CD-ROM, и компашка звучит (в зависимости от фирмы-изготовителя) вполне достойно и щелч¬ков нет вовсе. Спрашивается в задачнике - а почему?
Ответ отвечается очень просто - там ЦАПы такие. Да не гравицапы, а цифро-аналоговые преобразователи - специальные такие мелкосхемы.  Мелкопроцессоры, можно сказать. Так вот эти ЦАПы анализируют звуковую волну, ну, то есть цифры для синусоиды, и думают: «Ой, чего это мне тут лазер поначитал? Опять компактный диск зацарапали. А ну-ка я его щас...» И таким образом вместо щелчка вычисляется величина недостающего сэмпла по нескольким соседним и тогда уже и играет музычка-то.
И берешь кассетку - и копируешь, сколько влезет. Ну а я-то уж, чего же я то? У меня и кассетника-то нет, даже плэйера какого-нибудь и то нет. Мне, просто-таки, компактные диски надо записывать.
Первым делом скачиваешь аудио-трэки с диска, естественно, в цифре и слышишь - ужас сколько - щелчки, вершки и корешки! Опять вопрос в задачнике - а почему?
Очень давно когда мы еще слушали и царапали виниловые пластинки, создавался формат и стандарт «Compact Disk Digital Audio» фирмами PHILIPS и SONY. Теперь этот стандарт называется «Red book» (такая черная книга в красной обложке). А умная мысля, сами знаете... Так вот несколько лет спустя они же создали формат «Желтая книга», т.е. формат CD-ROM, в котором просто уже по необходимости додумали то, что в принципе не помешало бы и раньше в «красном блокнотике». Это система коррекции ошибок. Т.е. к каждому сектору цифровых данных добавляются специальные коды - контрольные суммы и проверка четности/нечетночти.
Итак, что мы теперь имеем?
Данные с аудио-диска, сосчитанные в CD-ROMе, никак не проверяются. Они ведь идут по интерфейсной шине - цифрами. Разумеется, сидюковый ЦАП, выход которого соединяется проводочком с аудио-картой, да и сама аудио-карта в этом процессе не участвуют. В результате, с новенького нецарапанного, нелапанного компактного диска данные считываются просто великолепно и раз от раза абсолютно идентично. А у лап-царап-дисков при считывании получаются файлы, которые, если сравнить, имеют то больше, то меньше щелчков и никак неодинаковы.
Как сейчас копируются компактные диски? С форматом CD-ROM проблем практически никаких. А с аудио это выглядит так. Пользователь CD-Recorder’а, именуемый в дальнейшем «Писатель» с одной стороны, и Аудио компакт-диск, именуемый в дальнейшем «CD-DA» с другой стороны... (Ой, что это я? Привет, док). Нет, диск, конечно с той стороны зеркального стекла, где звуковая запись записана. Так вот, писатель скачивает на своем пишущем сидюке файлы, слушает их очень внемательно и решает - писать или не писать. Нет, не то, что вы подумали «to piss or not to piss», а   «to burn or not to burn» (прожигать или не прожигать).
Скачивать файлы надо (и приходится) на минимальной скорости - лучше - 1x. На 2x, 4х и 6х файл имеет шанс просто испортиться (щелчки, треск, сбивки и прыгалки). И 74-минутный диск скачивается 74 минуты! Потом нужно эти файлы 74 минуты слушать. Писать можно на любой скорости, сколько позволяет CD-Recorder. И не столько, чтобы для Писателя, сколько для тех, «кто заказывает музыку» дам один совет.
Когда пишете себе диск в аудио формате (CD-DA), не поленитесь найти еще денежков и записать один экземпляр в формате СD-ROM. Такой диск с WAV-ками имеет несколько замечательных достоинств. 
1) Так как в CD-проигрывателе его не послушаешь, то и слушать его не будешь. Значит, он будет просто лежать где-то на полке и будет впоследствии менее лап-царапанным. 
2) С такого диска файлы считваются на максимальной скорости (насколько позволяет сидюк) и, главное - без ошибок! Когда придет время копировать или «реставрировать» ваш диск (а оно придет!), вы просто за считанные минуты скопируете на винт ваши WAV-ки и сразу же (без прослушивания) можно записывать аудио-диск.
Итак, тут теперь все понятно.  У писателя есть CD-Recorder, соответствующие программки для считывания аудио-трэков аудио-диска и для записи дисков. У вас есть свои записи и несколько вопросов.
Как подготовить файлы для записи CD-DA?
Если вы собираетесь писать 
CD-R-диски в аудио-формате - т.е. CD-DA для CD-проигрывателей - то WAV-файлы для него должны быть без сжатия: 44100 Гц, 16 bit, stereo. Максимальное количество трэков - 99. Общая звуковая длительность должна быть не более 74 минут. Это примерно 746,7 Мбайт (783 млн. байт). 
В формате CD-ROM на диск вмещается 650 Мб (680 млн. байт), хотя занимают они те же самые 746,7 Мбайт. Это потому, что каждый сектор с данными имеет длину 2352 байта и содержит 2048 байт данных для файла и 304 байта для идентификатора начала и конца сектора, контрольных сумм и специальных кодов. Таким образом, если писать на диск WAV-ки в формате 
CD-ROM, то поместится только 64 минуты звуковых файлов, поскольку 1 минута несжатого аудио занимает 10,1 Мбайт.
Следует учесть что архиваторами WAV-ки сжимаются очень мало (и долго), поэтому удобнее все-таки их не архивировать. Что же касается сжатия MPEG3, то об этом особый разговор чуть позже.
Почему по-разному звучат WAV-файлы в компутэре и в CD-проигрывателе или в CD-ROM’е?
Да все потому же, что ЦАП на аудио-карте (именно он действует, когда звучит WAV), ЦАП в CD-проигрывателе, и ЦАП в CD-ROM’е - это три разных производителя, три разных алгоритма и три большие разницы!
Как скачать аудио с компакт-диска в WAV-формате, если у меня нет CD-Recorder’а?
1. Пойти к Писателю с компашкой, с винтом и с пивом и попросить его сделать это. 
2. Перепробовать все программки для CD-Recorder’ов на своем обычном CD-ROM’е. А вдруг, что-то заработает. Кстати, это зависит опять же от производителя устройства и от драйвера, который к нему цепляется, когда Windows обнаруживает в компьютере «Устройство чтения компакт-дисков». У меня, например,  на 24x Acer (IDE ATAPI) заработала «Adaptec Easy CD Creator 3.0» и даже отдельно от всего этого пакета утилита «СD Spin Doctor».
Продолжение 
в следующем номере.
Стас Микульский
3. Перепробовать все программки типа «DA2WAV» для обычных CD-ROM’ов: типа CD-DAE, CD-Worx, CDgrab, DAC, WinDAC. Многие из этих программ работают только со SCSI-CD-ROM’ами. Некоторые работают только под DOS. Но наиболее удачная, на мой взгляд программа - Easy CD-DA Extractor 2.75 (автор - Jukka Poikolainen, Финляндия).
Как ей пользоваться?
Easy CD-DA Extractor (далее - СDDAE) позволяет сразу же (на лету) конвертировать файлы во множестве форматов. (Читайте документацию). 
Перед тем, как начать копирование, обязательно закройте «Лазерный (или Универсальный) проигрыватель». Формат файла, расширение и опции выбираются только после команды Copy Selected tracks (F9). И если уж нам нужны файлы стандарта CD-DA, то выбираем формат файлов - PCM Converter - PCM - 44.1 kHz; 16 Bit; stereo - Wave/Riff(.wav). Выбираем папку, куда все это копировать (Output folder). Задаем имена файлов (Output filename). Кстати можно очень удачно использовать %a, %t, %i, %n. Например, track%i будет называть файлы track01.wav, track02.wav и т.д.
Нажимаем Extract и ждем.
Почему скорость считывания трэков не соответствует скорости сидюка?
Скорость чтения данных с диска CD-DA всегда намного меньше, чем скорость считывания CD-ROM’а. На некоторых моделях бывает максимальная скорость считывания аудио 1х, в то время как устройство 24х speed.
Что такое синхронизация?
Synchronize with [x] sectors - Синхронизировать с x секторами (от 2 до 10) - CDDAE сверяется с соседними секторами. На чистых новеньких компашках можно эту опцию отключить, разницы в большинстве случаев не будет. На лап-царап-дисках лучше это число подобрать с нескольких попыток.
Как же убрать оставшиеся щелчки?
Много программ, много способов. Например, можно удачно использовать Declicker - Plug-in для WaveLab и Sound Forge. Функция Audition нужна для того, чтобы послушать, что именно удаляется из волны, т.е. можно послушать те самые удаляемые щелчки.
Недостатки CDDAE?
Если вы поменяли диск в CD-ROM’е, но имя файла оставили такое же (типа track01.wav), то  CDDAE не удосуживааетсяя спросить разрешения перезаписать файл, даже если он где-то открыт. (Новый файл пишется вместо старого).
Вместе с трэком прицепляются и паузы, причем часто в месте «прицепа» появляетсяя щелчок, а если диск лап-царап, то вся пауза изобилует щелчками. Паузой мы будем считать не ту тишину, когда «тихо», а тот промежуток времени, когда на обычном CD-проигрывателе между трэками идет обратный отсчет секунд (в режиме normal time). На CD-R дисках чаще всего пишут паузы в 2 секунды, хотя можно записать и вовсе без пауз.
Почему нельзя послушать трэк во время копирования?
Ну-у, молодые люди...
Почему общее время компакт-диска, которое показывает Windows CDplayer («Лазерный проигрываетель»), не соответствует времени в CDDAE?
Win CDPlayer почему-то не суммирует паузы и десятые доли секунд у каждого трэка.
Как использовать %a, %t, %i, %n?
В полях «Artist», «Title», «Track» можно ввести названия или  «свои названия» диска, альбома и каждого трэка. Все это надо сохранить командой Save disc data или нажав Ctrl-S, иначе после exit’а или eject’а ничего не останется. А сохраняется все это в файле cdplayer.ini, хотя можно создать и локальную базу (другой файл).
CDDAE использует также информацию о компашках, введенную в «Лазерном проигрывателе» (сохраненную тоже в файле cdplayer.ini). После этого CDDAE всегда распознает диск, на который информация была сохранена и сразу показывает все названия.
Если при выборе имен файлов (Output filename) вписать например D:\WAVES\%a\%t\ %i. %n, то файлы покидаются в папку например D:\WAVES\The B-52’s\Mesopotamia\01. Loveland.wav
Мало того, что HELP у CDDAE сделан в виде HTML, так там еще и куча прибамбасов типа - найти данные о диске в Интернете.
Как создать из wav-файла MPEG3?
Это можно сделать прямо в CDDAE - просто выбрать этот формат. Но для этого нужно очень много времени, и, заметьте, если есть щелчки, то они останутся. Так что лучше сначала обработать файл, убрать прицеленные паузы, если надо.
Можно воспользоваться специальной программкой-конвертором.
А лучше в SoundForge 4.0:
Save As... Имя файла - надо поменять, если не нужно удалять оригинал. Тип файла - оставляем *.wav.
Format - выбираем MPEG Layer-3.
Attributes - 128 kBit/s, 44,100 Hz, Stereo.
Rgns/Playlist - Do not save Regions or Playlist.
Полученный таким образом файл надо переименовать с расширением *.mp3. В общем-то это и необязательно, но в файлы с расширением mp3 можно добавлять текстовые комментарии (например, заголовки для WinAmp).
SoundForge открывает эти переименованные MP3-файлы, даже если туда добавлены впоследствии текстовые комментарии. Для этого при открытии файла выбираем Тип файлов - All types (*.*).
Что касается других файлов в формате MP3, сделанных с помощью, например, конвертора L3ENC фирмы Fraunhoffer, или взятых с многочисленных сборников CD-ROM MPEG3 - то их SoundForge не открывает.
Что меняется в MPEG3?
На слух звучание мало (но все-таки) отличается от оригинала, но заглянем в статистику (Tools - Statistics).
Минимальное и максимальное значениее величины сэмпла (Min & Max sample value)  меняетсяя на 3-7%
RMS Power - на 1-4% 
DC offset - на 0,01-0,02%, и не меняется, если был 0,00%.
RMS Power - 
Отношение среднего значения квадратного корня величины сэмпла к значению квадрата максимальной амплитуды волны (математика, ёпрст!). Проще говоря - средняя громкость звукового фрагмента.
Average value (DC Offset) - 
Средняя величина сэмплов выделенного фрагмента (смещение относительно базовой линии). 
Если значение DC offset не равно нулю, это значит что волна, не отцентрована относительно нулевой базовой линии. Кстати, в файлах, скачанных с компашек довольно часто бывает сдвинутый DC offset, правда очень маленький. Чем же чревато это смещение? Если к такой волне применить эффекты, процессы или обработки, то могут появиться щелчки или другие нежелательные результаты. Например, неправильный подсчет величины  сэмплов для таких эффектов как Fade In/Out, Normalize, Compressor, Expander и др.
Функция DC Offset из меню Process cмещает базовую линию звукового файла. Если выбрать «автоматически» то Sound Forge сам подсчитывает значение  DC Offset и смещает волну в каждом канале отдельно.
Batch Convertor
Очень удобно использовать «Batch Convertor» в Sound Forge.
Задаем все параметры - типа открывать файлы такие-то в такой-то папке, применить к ним эффект, plug-in, или конвертировать их в такой-то формат и сохранить в такую-то папку. Запускаем и идем спать.
Выбираем нужный формат: Options - Соnversion settings - File format - Data format - Attributes - OK.
File - Add выбираем папку с файлами - Select all - выбираем все.
Destination - выбираем папку, куда сохранять файлы.
Запускаем сценарий - Convert - Run current script (начинается сразу, без подтверждения).
Некоторые цифры
WAV (без сжатия) PCM, 44100 Hz, 16bit, Stereo – 1 минута занимает 10,1 Мбайт (10335 Кбайт).
MP3 128 kBit/s, 44100 Hz, Stereo – 1 минута - 0,92 Мбайт (940 Кбайт). Степень сжатия - 1:11.
MP3 192 kBit/s, 44100 Hz, Stereo – 1 минута - 1,38 Мбайт (1412 Кбайт). Степень сжатия - 1:7,3.
Время конвертации файла зависит от производительности компутэра, например, на P-166MMX/64RAM – 1 минута WAV конвертируется в MPEG3 около трех с половиной минут.
Запаситесь свободным местом на винте.
Если вам не хватает вободного места на винте, сотрите все ненужное. Если опять не хватает, сотрите все нужное. Если опять не хватает, купите новый винт.
Станислав Микульский
 
 
 

Ваш комментарий:

Авторизоваться: