watman.ruантон ватман и студия «новый дизайн»         заказать сайтрассчитать стоимостьзаказать фотопортрет интерьер монтажзаказать дизайнлоготип графика рекламалайлаймузыкальный блогмагамбафотовыставка
сайтысъёмкадизайнблогне домаархивы

+7 906 120 0040
sam@watman.ru
ICQ #309202
skype: antonwatman

 

 

Антон Ватман в:
VKontakte
FaceBook
D3
LiveJournal
OK
Twitter
Instagram
Google+
YouTube
Vimeo 
Linked.In

 

архивы: ЛП №13 - фев`9911 июня 2013

Делаем MP3. Окончание

Окончание. Начало в №1’99
 
3. Перепробовать все программки типа «DA2WAV» для обычных CD-ROM’ов: типа CD-DAE, CD-Worx, CDgrab, AudioGrabber, DAC, WinDAC. Многие из этих программ работают только со SCSI-CD-ROM’ами. Некоторые работают только под DOS. Но наиболее удачная, на мой взгляд, программа - Easy CD-DA Extractor 3.0 (автор - Jukka Poikolainen, Финляндия).
Как ими пользоваться?
Easy CD-DA Extractor (далее - СDDAE) позволяет сразу же (на лету) конвертировать файлы во множестве форматов. (Читайте документацию.) 
Перед тем, как начать копирование, обязательно закройте «Лазерный (или Универсальный) проигрыватель». Формат файла, расширение и опции выбираются только после команды Copy Selec¬ted tracks. И если уж нам нужны файлы стандарта CD-DA, то выбираем формат файлов - PCM Converter - PCM - 44.1 kHz; 16 Bit; stereo - Wave/Riff(.wav). Выбираем папку, куда все это копировать (Output folder). Задаем имена файлов (Output filename). Кстати, можно очень удачно использовать %a, %t, %i, %n. Например, track%i будет называть файлы track01.wav, track02.wav и т.д. Нажимаем Extract и ждем.
В программке «AudioGrabber» (v.1.40) есть две интересных функции: сравнение двух файлов и подсчет контрольной суммы. Вот тут-то и видно, что хорошие диски всегда читаются одинаково, а плохие - сами знаете. Audio¬Grabber не мучает «читателя трэков» выбором форматов и кучей всяких опций. То есть, если захотеть,  помучиться все же можно - опции есть, их не может не быть. Например, очень интересные опции обнаружились в «Normalize settings» - Advanced - Test и Pre¬view (Ну, прямо - красота!).
В «CD Spin Doctor» есть функция «Clean audio». А вообще, в нем можно легко и без всяких аудио-редакторов подготовить к записи на CD-R трэки с винила или с кассеты. 
А вот «WinDAC» у меня перестал работать, как только я поставил Win98. Программка теперь говорит: «Закрыть».
Почему скорость считывания трэков не соответствует скорости сидюка?
Скорость чтения с диска CD-DA всегда намного меньше, чем скорость считывания CD-ROM’а. На некоторых моделях бывает максимальная скорость считывания аудио 1х, в то время как устройство 24х speed.
Что такое синхронизация?
Synchronize with [x] sectors - Синхронизировать с x секторами (от 2 до 10) - программка сверяется с соседними секторами. На чистых новеньких компашках можно эту опцию отключить, разницы в большинстве случаев не будет. На лап-царап-дисках лучше это число подобрать с нескольких попыток.
Как же убрать оставшиеся щелчки?
Много программ, много способов. Например, можно удачно использовать Plug-in «De-clicker»  для WaveLab и Sound Forge. Функция Audition нужна для того, чтобы послушать, что именно удаляется из волны, т.е. можно послушать те самые удаляемые щелчки.
Какие у них недостатки?
На некоторых моделях CD-ROM’ов скорость считывания хотя и выбирается в опции, но не устанавливается как таковая.
Вместе с трэком прицепляются и паузы, причем часто в месте «прицепа» появляется щелчок, а если диск лап-царап, то вся пауза изобилует щелчками. Паузой мы будем считать не ту тишину, когда «тихо», а тот промежуток времени, когда на обычном CD-проигрывателе между трэками идет обратный отсчет секунд (в режиме normal time). На CD-R дисках чаще всего пишут паузы в 2 секунды, хотя можно записать и вовсе без пауз.
Если вы поменяли диск в CD-ROM’е, но имя файла оставили такое же (типа track01.wav), то CDDAE не удосуживается спросить разрешения перезаписать файл, даже если он где-то открыт. (Новый файл пишется вместо старого.)
Почему нельзя послушать трэк во время копирования?
Ну-у, молодые люди...
Как использовать %a, %t, %i, %n?
В полях «Artist», «Title», «Track» можно ввести названия или  «свои названия» артиста, альбома и каждого трэка. Все это надо сохранить (командой Save disc data или Store in cdplaer.ini now), иначе после exit’а или eject’а ничего не останется. А сохраняется все это в файле cdplayer.ini, хотя можно создать и локальную базу (другой файл).
CDDAE использует также информацию о компашках, введенную в «Лазерном проигрывателе» (сохраненную тоже в файле cd¬pla¬yer.ini). После этого все аудио-плэйеры и аудиограбберы всегда распознают диск, на котором информация была сохранена и сразу показывают все названия.
Если при выборе имен файлов (Output filename) вписать, например, %a\%t\ %i %n, то файлы покидаются в папку D:\WAVES\The B-52’s\Mesopotamia\01.Loveland.wav.
Мало того, что HELP у CDDAE сделан в виде HTML, так там еще и куча прибамбасов типа - найти данные о диске в Интернете (CDDB - Compact disc database), сходить в Интернет за текстами и т.д. В AudioGrabber’e тоже есть Интернет и CDDB.
Как создать из wav-файла MPEG3?
Это можно сделать прямо в грабилке - просто выбрать формат MP3. Но если у Вас версия CDDAE ниже 3.0, то лучше этого не делать, потому что CDDAE читает цифры по несколько секторов и тут же конвертитрует их в MP3, но для этого нужно очень много времени, а с версии 3.0 все сделано по-умному - сначала читается целиком весь аудио-трэк, а затем конвертируется, и делается это гораздо быстрее. Но заметьте, если есть щелчки, то они останутся. Так что лучше сначала обработать файл, убрать прицепленные паузы, если надо.
Также с версии 3.0 в CDDAE добавлена опция «File Converter». Теперь можно конвертировать готовые wav-ки. Появился «Wave Normalizer». Нужен он для того, чтобы поднять/убавить громкость в нескольких файлах до одинакового уровня. Но я предпочитаю одноименную функцию в SoundForge.
Можно воспользоваться специальной программкой-конвертором. Есть неплохая и очень «нетугодумная» программка «АudioActive Production Studio».
А можно и в SoundForge 4.0:
Save As... Имя файла - надо поменять, если не нужно удалять оригинал. Тип файла - оставляем *.wav. Format - выбираем MPEG Layer-3. Attributes - 128 kBit/s, 44,100 Hz, Stereo. Rgns/Playlist - Do not save Regions or Playlist.
Полученный таким образом файл надо переименовать с расширением *.mp3. В общем-то это и необязательно, но в файлы с расширением mp3 можно добавлять текстовые комментарии (это так называемый ID3). 
SoundForge открывает эти переименованные MP3-файлы, даже если туда добавлен впоследствии ID3. Для этого при открытии файла выбираем Тип файлов - All types (*.*).
Что касается других файлов в формате MP3, сделанных с помощью разных конверторов или взятых с многочисленных сборников CD-ROM MPEG3 - то их SoundForge не открывает.
Как создавать и использовать ID3 в MPEG-файлах?
Если создавать mp3 из аудиограбберов, то для этого нужно только вписать названия и выбрать «Use ID3 tag». Можно открыть mp3-файл в MPEG-плэйере (WinAmp, например) и выбрать Edit ID3. Пишем, что захотим. Кстати, WinAmp на своем табло не пишет русских букв, если они введены в ID3. Срочно нужна русификация!
Для удобства и красоты использования лучше заполнить все ID3 в mp3-файлах, создать для них playlist, ну и конечно, записать на CD-R.
Что меняется в MPEG3?
На слух звучание мало (но все-таки) отличается от оригинала, но заглянем в статистику (Tools - Statistics).
Минимальное и максимальное значениее величины сэмпла (Min & Max sample value)  меняетсяя на 3-7%
RMS Power - на 1-4% 
DC offset - на 0,01-0,02%, и не меняется, если был 0,00%.
RMS Power - отношение среднего значения квадратного корня величины сэмпла к значению квадрата максимальной амплитуды волны (математика, ёпрст!). Проще говоря - средняя громкость звукового фрагмента.
Average value (DC Offset) - средняя величина сэмплов выделенного фрагмента (смещение относительно базовой линии). 
Если значение DC offset не равно нулю, это значит что волна, не отцентрована относительно нулевой базовой линии. Кстати, в файлах, скачанных с компашек довольно часто бывает сдвинутый DC offset, правда, очень маленький. Чем же чревато это смещение? Если к такой волне применить эффекты, процессы или обработки, то могут появиться щелчки или другие нежелательные изменения. Например, неправильный подсчет величины  сэмплов для таких эффектов как Fade In/Out, Normalize, Compressor, Ex¬pan¬der и др.
Функция DC Offset из меню Process cмещает базовую линию звукового файла. Если выбрать «автоматически» то Sound Forge сам подсчитывает значение  DC Offset и смещает волну в каждом канале отдельно.
Некоторые цифры
WAV (без сжатия) PCM, 44100 Hz, 16bit, Stereo – 1 минута занимает 10,1 Мбайт (10335 Кбайт).
MP3 80 kBit/s, 44100 Hz, Stereo – 1 минута - 0,6 Мбайт (600 Кбайт). Степень сжатия - 1:19. 
MP3 128 kBit/s, 44100 Hz, Stereo – 1 минута - 0,92 Мбайт (940 Кбайт). Степень сжатия - 1:11. (Наиболее распространено именно 128 kBit/s.)
MP3 192 kBit/s, 44100 Hz, Stereo – 1 минута - 1,38 Мбайт (1412 Кбайт). Степень сжатия - 1:7,3.
Время конвертации файла зависит от выбранной программки и от производительности компутэра, например, на P-166MMX/64RAM – 1 минута WAV конвертируется в MPEG3 около трех минут.
И наконец, если, несмотря на все мои отговорки, вам все-таки захотелось чего-нибудь поделать, запаситесь свободным местом на винте. Для этого воспользуйтесь рекомендациями от Monty Python: Если вам не хватает свободного места на винте, сотрите все ненужное. Если опять не хватает, сотрите все нужное. Если опять не хватает, купите новый винт.
 
Станислав Микульский
Если вам все это интересно, но вы все-таки ничего не поняли, обращайтесь к специалистам, они вам помогут.
 

Ваш комментарий:

Авторизоваться: