watman.ruантон ватман и студия «новый дизайн»         заказать сайтрассчитать стоимостьзаказать фотопортрет интерьер монтажзаказать дизайнлоготип графика рекламалайлаймузыкальный блогмагамбафотовыставка
сайтысъёмкадизайнблогне домаархивы

+7 906 120 0040
sam@watman.ru
ICQ #309202
skype: antonwatman

 

 

Антон Ватман в:
VKontakte
FaceBook
D3
LiveJournal
OK
Twitter
Instagram
Google+
YouTube
Vimeo 
Linked.In

 

архивы: ЛП №5 - июл`9829 мая 2013

Манифест путеводителя

Культура путеводителей, к сожалению, утратила свои былые традиции. В наше время путеводитель - это либо подробнейший справочник (который правильнее называть атласом, если есть карты, или справочником и оставить), либо рекламный проспект, но никак не то, что подразумевалось когда-то создателями первых путеводителей.
Не стоит думать, будто бы автор сего манифеста отъявленный ретроград, стремящийся вернуть старые дореволюционные традиции (что, кстати очень модно в последнее время, особенно по отношению к русскому языку, с которым у меня вообще особые отношения), вовсе нет, тем более что утрата путеводителями своего истинного значения (истинного, разумеется, в моем представлении) началась задолго до революционных событий. Об этом красноречиво свидетельствует мой любимый Малый Энциклопедический Словарь Брокгауза и Ефрона, в котором этого слова просто нет. У Ожегова два значения:
I - руководитель, вожак (устар.);
II - книга, содержащая необходимые для поездки, путешествия справки и указания. Всякое справочное издание, помогающее ориентироваться среди наблюдаемого и обозреть все, что следует.
Вот так, прокоментирую это я позже. И лишь энциклопедия Кирилла и Мефодия (как вы помните, это электронный вариант, с возможностью быстрого поиска по текстам статей любого искомого слова) слегка порадовала. То есть, сначала, конечно, огорчила, потому как и там путеводитель — это всего лишь «справочное издание, содержащее сведения о стране, городе, туристском маршруте, историко-художественных памятниках и т. п.» Но! Помимо этого я выяснил, что одним из первых авторов путеводителей был грек (а вернее древнегрек, была такая народность, на нынешних греков, судя по памятникам искусства, мало похожая) Павсаний (2 в. н. э.). Его «Описание Эллады» именно путеводитель по наиболее достопримечательным памятникам архитектуры и искусства Греции. Сами понимаете, что Павсаний написал ну никак не справочное издание, а именно путеводитель.
Что же тогда такое, этот самый путеводитель, в понимании автора манифеста? В первую очередь сразу определю, что путеводитель — это тоже художественное произведение. То есть, автор путеводителя, безусловно, должен обладать как полным и достоверным материалом (имеется в виду четкое представление о предмете его описания, вымысел в путеводителе не приветствуется), так и  живым и в высшей степени художественным языком. В путеводителе должно быть что-то от рекламы. Автор должен суметь описать свой объект так, чтобы его хотелось увидеть, и увидеть именно глазами автора путеводителя. Заметьте, это самое важное, глазами автора. Попытка отстраненного взгляда на вещи, псевдообъективность унижает путеводитель до уровня справочника. Не случайно великие богословы средневековья свои сочинения называли именно путеводителями. Вспомните, что у Ожегова первое значение этого слова именно вожак! В качестве примера приведу названия основных произведений: Моисей Маймонид — главное сочинение «Путеводитель колеблющихся»; Луис де Гранада — написал трактат «Путеводитель заблудших»; Бонавентура — «Путеводитель души к Богу» ну и т.д. Словно нить Ариадны путеводитель должен вести читателя по заповедным местам (неважно, будь то религия или Греция, вкусная и питательная пища или злачные места предместий Парижа). От искусства автора, этого литературного гида, зависит увлечется ли читатель путешествием по неведанному (а это самое неведанное можно открыть в любом, самом известном и обыденном предмете).
Быть автором путеводителя не только интересно (если, конечно, вообще интересно быть автором), но и в высшей степени ответственно, суметь не превратиться в Ивана Сусанина, суметь не быть занудой и не наскучить бестолковой болтовней, открыть не только красоты предмета, но и опасности подстерегающие путешественника. Я бы за плохой, неграмотный или лживый путеводитель в тюрьму бы сажал. Так судят проводников виновных в гибели туристов, так судят врачей выписавших неправильный рецепт, так судят вора укравшего картину из музея и лишившего публику возможности любоваться искусством. Конечно, полного путеводителя создать невозможно, но потому он и авторский, лишь взгляд ведущего направляет ведомых, но это должен быть острый и проницательный взгляд, отличающийся своей оригинальностью и глубиной.
Мой манифест нынче будет кратким, и закончится обязательным призывом, пишите, пишите дорогие читатели. Особенно путеводители. Ваша точка зрения может сильно отличаться от традиционной, ваша позиция может привлечь бесчисленное множество туристов, которые не знали, что и в обычном камне может быть увлекательнейшая история.
DM БорисOFF
 
Из путеводителя 
«По Солнцу и Луне»
...А теперь от сухого языка цифр перейдем к увлекательнейшему путешествию между этих огромаднейших языков адского огня простирающихся в пространстве на тысячи киллометров. Не забывайте, что наше светило это постоянный термоядерный взрыв начавшийся миллионы лет назад. Все человеческие потуги с ядерным оружием не стоят и даже кончика самого маленького язычка на Солнце. Эти великие протуберанцы вспарывают космос распространяя свою страшную радиацию на многие сотни световых лет.
С отдельными представителями этих солнечных брызг мы познакомимся чуть позже, а пока посмотрите, не кажется ли вам удивительным, что и здесь, на Солнце, в эпицентре космической энергии есть темные пятна? Эти тени, опровергающие всю логику существования подобных светил не что иное как...
...Луна, говорите вы? Селена? Спутник Земли, мертвая планета? Как бы не так! Живое существо со своим характером, со своими привычками, инстинктами и чувствами. Источник вдохновения поэта? Нет, само вдохновение! Сама поэзия! Мертвенная бледность впалых щек, черная глубина обратной стороны, загадочность и непостижимость...
Мы выходим на границу света и тени. Одна нога утопает в серебристой пыли сверкающей в лучах далекой звезды, другая упирается в твердый камень поглощающей все живое черноты. Только здесь, на самой границе можно увидеть величайшее чудо природы, ее непредсказуемую и необъяснимую фантазию. Мы знаем, что тень — это отсутствие света, а значит темнее светлого пятна. Но здесь, на самой границе света и тени, вы можете наблюдать светящуюся тень. Она дрожит в непривычной среде черноты, ее движения похожи на колебания пламени свечи, ее жизнь недолговечна, но пока мрак не поглотит ее окончательно извивается по темной поверхности белая тень...
 
Из путеводителя «По любви»
Вы любите, думаете вы? Попробуйте в этом месте свернуть налево, пройдите чуть-чуть вперед, оглянитесь по сторонам, ничего необычного не заметили? Видите, там вдалеке стоит склонив громадную голову тень вашей ненависти. Так любите ли вы, или все же ненавидите? Попытайтесь пройти мимо уродливой тени, стоящей на страже вашей судьбы, и поверните обратно, направо, вернитесь к дороге своей любви. И где она? Исчезла, испарилась, сгинула, нет. Ее просто и не было, лишь мираж увлекший вас своей призрачностью и красотой. Но если вы уверены в своих силах, попробуйте пройти дальше, и много-много дней пути спустя наткнетесь на хижину вашего опыта. Лишь только он сможет рассказать вам подлинную историю вашей любви, но это уже будет совсем другая история, совсем другая...•
 

Ваш комментарий:

Авторизоваться: