watman.ruантон ватман и студия «новый дизайн»         заказать сайтрассчитать стоимостьзаказать фотопортрет интерьер монтажзаказать дизайнлоготип графика рекламалайлаймузыкальный блогмагамбафотовыставка
сайтысъёмкадизайнблогне домаархивы

+7 906 120 0040
sam@watman.ru
ICQ #309202
skype: antonwatman

 

 

Антон Ватман в:
VKontakte
FaceBook
D3
LiveJournal
OK
Twitter
Instagram
Google+
YouTube
Vimeo 
Linked.In

 

архивы: ЛП №5 - июл`9829 мая 2013

Николай Алешков: Возврат к хорошей литературе неизбежен

По просьбе редакции газеты ЛП с Николаем Петровичем Алешковым, челнинским поэтом, редактором газеты “Звезда полей” беседует корреспондент газеты “Новый Город” Андрей Фокс.
 
- Николай Петрович, в чем отличие вашей газеты от любой другой издаваемой в Набережных Челнах?
- Во-первых, “Звезда полей” - это межрегиональная литературная газета. Сразу хочу сказать, что мы не первооткрыватели, некоторое время тому назад подобную газету в Ярославле издавал писатель Борис Черных. Она называлась “Очарованный странник”. Но, в силу сложившихся финансовых трудностей, это издание почило в бозе. А мы как бы подхватили эстафету.
Шаг, конечно, очень рискованный, твердой финансовой почвы мы до сих пор под ногами не ощущаем. Хотя, должен сказать, что мы крайне признательны и благодарны нашему учредителю - директору ООО “Альма-матер” Ринату Харисовичу Багдалову, который взял на себя все тяготы по содержанию такой газеты. Это характеризует его как человека думающего. И это нужно расценивать, как меценатство в сторону подлинной культуры и настоящего искусства, которые, к сожалению, в сегодняшней России утрачивают свои позиции.
А если говорить о традициях русской литературы, то она была, может быть, единственным духовным поводырем общества во все времена, даже самые тяжелые. Не зря ее называли совестью народа. А сейчас ситуация такова, что те духовные ценности, которые были у всех народов, населявших нашу страну, утрачиваются. Духовная опора, которая называется настоящей культурой, выбита из-под ног и не без злого умысла заменена суррогатами прозападного образца. Та псевдолитература, что продается в подземных переходах, - эротика, детективы не лучшего качества - может способствовать только дальнейшему развращению молодежи и всего общества. Традиции отечественной культуры прошлого базировались на другой нравственности, не заемной, своей, где во главу угла ставились такие понятия, как правда, совесть, сострадание ближнему, сочувствие...
Возвращаясь к теме, скажу, что на всю огромную Россию издаются всего две литературные газеты: орган Союза писателей России - еженедельник “Литературная Россия” и собственно “Литературная газета”. Обе они стоят на крайних друг от друга политизированных полюсах. Одна проповедует идеи лжепатриотов, другая - лжедемократов. А круг авторов обоих этих изданий, как правило, очерчен Садовым кольцом. Меж тем, около 10000 литераторов, живущих на огромных российских просторах, не имеют своего печатного органа, своей трибуны. И если добавить, что большинство из этих профессиональных литераторов сейчас нищенствует, то картина складывается нелицеприятная.
“Звезда полей” - это робкая попытка объединить этих отвергнутых Москвой, нынешней российской властью провинциальных литераторов. Дать им возможность сказать на наших страницах о наболевшем, опубликовать свои произведения, которые зачастую, к сожалению, остаются в столе.
Радует то, что к нам идет поток материалов изо всех городов России. И в этом потоке - настоящая поэзия, настоящая литература, настоящая публицистика. Это то, без чего подобная газета не может существовать. Это материал, с которым интересно работать.
- В городе вас знают еще, как руководителя литературного объединения “Орфей”...
- “Орфей” после семилетнего молчания в октябре прошлого года нами был реанимирован. В мае мы закончили сезон и по традиции разошлись на каникулы до сентября. За лето надо отдохнуть от общения друг с другом, от жарких споров, которые зачастую разгораются на занятиях литобъединения, накопить какой-то материал...
Главная же цель “Орфея” - литературная учеба. Мы учимся, разбирая рукописи друг друга, обсуждая сегодняшнюю литературу, беседуя о наиболее заинтересовавших всех орфеевцев книгах, встречаясь с интересными, близкими нам по духу людьми.
Первый сезон показал, что искра Божья в челнинцах не  умирает. Можно порадоваться тому, что “Орфей” приходит немало молодежи и молодежи интересной. “Орфей” сейчас, конечно, другой, не тот, который был в начале 70-х. Но, может быть, этим новым качеством он и хорош, потому что меняются времена, меняемся мы, наше сознание, литературные пристрастия...
Важным в работе “Орфея” я считаю не приверженность какой-то одной цели, традиции, а наоборот, способность услышать другой голос, способность вникнуть и понять то, что вроде бы и не твое. Я надеюсь, что в “Орфее” будут звучать совершенно разные голоса: и традиционная литература, и то, что мы называем андеграундом, и “другая” поэзия или проза. Принцип отбора тут один - во-первых, знак литературного качества; и во-вторых, чтобы эти произведения не находились по ту сторону гуманизма. На этом мы стояли и будем стоять дальше.
Я верю в то, что “Орфей” будет жить. Кстати, в 2001 году (ждать осталось не так уж и много) грядет 30-летний юбилей нашего челнинского литобъединения. Хотелось бы надеяться, что городские власти помогут нам в подготовке этого юбилея и издании двух коллективных сборников: стихов и прозы, в которые войдет все то самое ценное, что накопилось в “Орфее” за 30 лет. Многие знают, что из “Орфея” выросли профессиональные литераторы: Руслан Галимов, Георгий Сушко, Валерий Суров, Инна Лимонова, Евгений Кувайцев, Владимир Гофман, Юрий Кучумов, Петр Прихожан, Вера Арямнова... Можно назвать еще десяток имен, за которые не стыдно. У большинства из них вышли книги, и не одна. У других книг еще нет, но это не значит, что они вне литературы. Они живут ею, это их образ существования. Потому, что настоящее искусство, проза, поэзия - это не профессия, а призвание.
Были времена, когда “Орфей” был, может, единственным добрым огоньком, который горел в нашем городе... Потом как-то это все забылось, “Орфей” вытеснили другие коллективы, не всегда творческие, и высокий литературный уровень сменился эстрадным кривлянием. А очень хотелось, чтобы в городе царила атмосфера настоящего искусства. Подлинного, а не примитивного.
- А что вы можете сказать о нынешней российской литературе?
- Российская литература как жила, так и живет. Другое дело, что в прошлом была возможность издаваться... Хотя тут тоже не все однозначно. При коммунистическом режиме выходило много таких, в частности, поэтических книг, которые... лучше бы не издавались. И в значительной степени это тоже привело к девальвации поэтического слова. Но, тем не менее, настоящая литература жила всегда, жива она и сегодня. Только вся беда в том, что она вытесняется псевдолитературой, нашими российскими “боевиками” и потоком макулатуры с Запада...
Сейчас за деньги можно издать все, что угодно. Но беда-то в том, что у настоящих литераторов, как правило, на издание своих книг средств нет. А люди, имеющие деньги, издают свои книги, являющиеся часто пародией на настоящее искусство. Это - графоманы с толстым кошельком или богатым спонсором.
Но не все так мрачно. Бывают и удачи. Появилось немало хороших, высокого уровня изданий, например, литературный журнал для семейного чтения “День и ночь”, который выпускает в Красноярске Роман Солнцев. Это замечательный “толстый” журнал, сделанный на высокополиграфическом уровне.
Из центральных могу назвать “Новый мир”, “Знамя”, “Наш современник”... Им сейчас трудно, но они выжили и, дай Бог, будут существовать и дальше.
Возобновил работу альманах “Истоки”. Это большое подспорье для молодых литераторов. Когда-то, еще в советские годы, он был создан именно для поддержки новых авторов и сейчас реанимирован усилиями Г. В. Рой и редакционного совета. Правда, в силу финансовых обстоятельств, он теперь является негонорарным изданием. Но все равно, это возможность для молодых авторов наконец-то опубликоваться.
- Раньше, насколько я знаю, крупными литературными журналами проводились выездные семинары с целью поиска новых талантов. Как с этим обстоят дела сегодня?
- Сейчас с этим туго, все из-за финансовых трудностей. У союзов писателей средств на то, чтобы проводить такие крупномасштабные мероприятия, как правило, нет. Хотя время от времени семинары все-таки проводятся. За минувшие 2-3 года прошел семинар во Владимире, в котором участвовали и челнинцы - Михаил Гоголев и Михаил Волостнов. Кстати, они по результатам этого семинара были приняты в члены Союза писателей России.
Подобный семинар по линии Союза российских писателей (это уже другой творческий союз) проводился в Ярославле на базе газеты “Очарованный странник”. И там тоже были выявлены молодые таланты, после чего у некоторых из них даже вышли книги.
Если наша газета устоится, то в перспективе - организация подобного семинара на базе “Звезды полей” в Челнах. В былые годы, когда писательской организацией руководил такой талантливый организатор, как Разиль Валеев (ныне - депутат Госсовета, генеральный директор Национальной библиотеки Татарстана), мы провели два крупнейших мероприятия: всесоюзную писательскую конференцию и семинар молодых авторов совместно с издательством “Молодая гвардия”.
Между прочим, “Молодая гвардия” за всю историю “Орфея” проводила три семинара в Челнах, после которых были публикации орфеевцев в молодогвардейских альманахах, а у Павла Юлаева даже вышла книга.
Неплохо бы, конечно, вернуться к такой работе. Но все зависит от многих обстоятельств, в том числе и от поддержки города...
- Не пытались наладить связи с Казанским издательством?
- Чтобы Татарское книжное издательство проводило какие-то семинары?! Сейчас об этом говорить смешно и нелепо. Таткнигоиздат существует на государственную дотацию и в общем-то живет в нищете. Что касается Союза писателей Татарстана, то он время от времени проводит работу по привлечению молодых, но, к сожалению, эта работа приобретает все более и больше сугубо национальных характер. То есть писатели, пишущие на русском языке, остаются за бортом, и их документы годами лежат на приеме в Союз писателей. Были примеры, когда люди, отчаявшись, забирали эти документы обратно. Владимир Кирилев семь или восемь лет ждал... В итоге пришлось документы забрать. И я его понимаю...
Но, правда, в подобные ситуации попадают и некоторые писатели, пишущие на татарском языке. Видимо, у Союза писателей Татарстана тоже есть свои проблемы. Но то, что работа этого Союза захирела - однозначно. В чем тут дело - судить не берусь.
- А если наплевать на всех, найти спонсоров и создать в Челнах свое, независимое издательство?
- Найди, поговорим... В том-то и беда, что самое трудное - найти деньги.
Но между прочим, наш учредитель - Р. Х. Багдалов - смотрит вперед. И мы не только зарегистрировали газету в Госкомпечати РФ, но и лицензию там купили на издательскую деятельность. Если развернемся, встанем на ноги, то будем издавать книги литературной направленности. 
- Значит, можно надеяться на то, что вскоре в подземных переходах и книжных магазинах можно будет купить не только “Эммануэль”, но и произведения местных авторов?
- Надеяться - да, но будет ли наш зашоренный читатель их покупать - пока еще большой вопрос. Вопрос реализации литературы - это вещь очень непростая. Вроде бы на поэтических вечерах нас слушают, а книги поэтические расходятся с великим трудом.
Я верю, что все уже этой чернухой и порнухой наелись, и даже считаю неизбежным возврат сначала к отечественной классике, а потом уже и к современной отечественной литературе и талантливым местным авторам. По-моему, такой возврат уже наметился. Но как пойдет дело дальше - трудно сказать. Ведь свою моду Запад нам тоже диктует, а финансово они нас сильнее, и, может быть, в этом все и дело. Я говорю о тех же эммануэлях, терминаторах... Им надо расширять рынок для сбыта своей продукции. На цивилизованном Западе такое кино, которое нам показывают, такая литература, которая продается в наших подземных переходах, уже не пользуется спросом. Но сбывать-то ее надо куда-то! А у России просторы немеренные. Вот они и кинулись сюда со всем этим барахлом.
Хотя я ничего не имею против нормальной западной литературы, там много ценного.
Кстати, как ни парадоксально, но художникам стало жить легче. Произведения живописи плохо ли - хорошо ли, но раскупаются. На них есть мода, даже у так называемых “новых русских”. Правда, у них не всегда есть вкус, и для художника существует опасность скатиться с настоящего творчества на ширпотреб, к которому взывают “братва” и мало что смыслящие в искусстве бизнесмены. Но это уже дело каждого художника в отдельности - как он сможет удержаться на этом балансе. Талантливый человек, наверное, сможет...
Ну, а в общем за художников можно порадоваться. Они свои работы продают и этим живут. А вот пушкинских девиз: “не продается вдохновенье, но можно рукопись продать”, ныне повис в воздухе - рукописи есть, но их никто не покупает. Это большая беда не только литераторов, но и прежде всего самого общества, которое как бы отказывается от вековых традиций российской литературы.
Но попробуем себе представить, что у нас нет Пушкина, нет Тукая. Насколько русская и татарская нации стали бы беднее без двух этих имен! Мы были бы абсолютно другими, не будь у нас Пушкина, Тукая. Мы были бы еще хуже, чем есть.
- Спасибо, и удачи вам в ваших добрых начинаниях. •
 

Ваш комментарий:

Авторизоваться: