watman.ruантон ватман и студия «новый дизайн»         заказать сайтрассчитать стоимостьзаказать фотопортрет интерьер монтажзаказать дизайнлоготип графика рекламалайлаймузыкальный блогмагамбафотовыставка
сайтысъёмкадизайнблогне домаархивы

+7 906 120 0040
sam@watman.ru
ICQ #309202
skype: antonwatman

 

 

Антон Ватман в:
VKontakte
FaceBook
D3
LiveJournal
OK
Twitter
Instagram
Google+
YouTube
Vimeo 
Linked.In

 

архивы: ЛП №14 - мар`9911 июня 2013

О романтизме в искусстве

НЕДАВНО В ОДНОЙ ПЕРЕДАЧКЕ Я УСЛЫШАЛ: “РОМАНТИКИ - ЭТО ТАКИЕ НЕПОНЯТНЫЕ ЛЮДИ...” ДАВАЙТЕ ВНЕСЕМ ЯСНОСТЬ.
 
Романтиками принято называть людей, которые приходят на берег моря любоваться закатом, гулять под луной и т.д. Залезть на вершину горы или съездить автостопом - тоже своя романтика. Из этого следует, что романтизм - это первичное и довольно простое получение положительных эмоций от того, что, например, небо голубое, трава зеленая, а шелест листьев так приятен. Человек испытывает такого рода удовольствие (романтическое наслаждение), от созерцания потому, что для него это просто приятно.
Что же касается романтизма в искусстве, пользуясь примером Хосе Ортеги-Игассета, скажем следующее. Обыватель, пришедший на полянку, будет придаваться примитивному наслаждению от окружающей его природы: птички травка, солнышко, деревья. Поэт или художник с романтическим складом характера, увидевший выше перечисленные красоты, захочет отразить их в том состоянии, в котором они находятся. Ведь для него они представляют интерес как для обывателя, расположившегося рядом. Другой же изобразит на бумаге или холсте свои чувства и эмоции, пережитые им в результате созерцания этой полянки. Так происходит потому, что тот другой “описал полянку, увиденную глазами художника; а не доброго буржуа”, обывателя (будь он рабочим или банкиром).
В этом-то и заключается зло романтизма в искусстве, он не дает полета мысли. Обывателю больше понравится картина художника романтиста, потому что у них сходный способ восприятия и думают они почти одинаково. Жлоб, придя в картинную галерею не станет трудиться чтобы понять, почему художник отобразил ту же полянку по-другому. (И речь тут не идет о “современном искусстве”). “Клод Моне всегда будет иметь меньше поклонников среди простых смертных, чем Мейсонье или Бугеро”. Хотя у Моне довольно яркие и красочные картины, и импрессионизм - это не кубизм, да-даизм, нон-конформизм и другие -измы .
Романтизм из-за своей доступности (в составе прочих причин) привел к появлению феномена - “массовая культура”.
До боли банальные песенки, отражающие романтические переживания плебса, заполнили звуковое пространство радио- и телеэфиров. “Ты меня полюбил, я тебя разлюбила” обставленное достижениями современной науки и техники, производит грандиозный эффект на толпу. Раскрашенные различными цветами утрированные чувства человека. Блестящая и сияющая банальность, за которую люди готовы выкладывать деньги - основа шоу-бизнеса.
Романтизм пропитывает насквозь всю классику; не правда ли неприятно осознавать то, что Пушкин, может, является врагом настоящего искусства, а Есенин банален до мозга костей. И именно поэтому многие жлобы с упоением читают так называемую “Москву кабацкую” - “Я читаю стихи проституткам и с бандюгами жарю спирт”. А вот в следующем вообще наслаждение истинного эстета (какие образы):
Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Клененочек маленький матки
Зеленое вымя сосет.
Хотя этот стишок и печатается в каждом Есенинском сборнике, его мало кто вспоминает, тем более восхищается.
Неприятие толпой искусства и творчества, выходящего за рамки “массовой культуры”, и вообще, за рамки их восприятия связано еще с не просто нежеланием понимать, а с животной защитной реакцией на новое, неизвестное, чужое. Со слов профессора Лотмана (можно представить себе типичного жлоба, быка - как хотите), “попадая в общество, в котором говорят на незнакомом ему языке, некультурный человек становится агрессивным. Не понимая, о чем говорят, считает что все происходящее направлено против него. В то время как, культурный человек заинтересовывается и пытается понять”.
Романтизм выступает связующим звеном между массами и настоящим искусством, давая доступную и простую информацию для “массового человека”. Тем самым оттягивая на себя внимание, являя продукт всеобщей признанности.
В искусстве романтизм заменяет истинные переживания и креативное мышление авторов на картинку действительности. Отображение красивой лужайки - не что иное как отображение реальности, но при этом наполняется эта реальность приятными для слуха звуками, приятными для глаза красками. Такой картиной хорошо украсить кухню или гостиную. При этом творение художника теряет свой идеалистический смысл произведения искусства и становится частью интерьера. А это уже другой вид деятельности. 
Хорошо если в попытке создать стилистическое равновесие в доме используется картина “настоящего художника”, а то часто можно наблюдать различные пейзажики и натюрморты, услаждающие взгляд кухарки, наряду с плакатом “Санта-Барбары”.
Тут встает другой вопрос: какое произведение считать действительно произведением искусств, а какое нет. Истоки надо искать в проблеме непризнанности современников. Но это уже из другой оперы. Добавлю лишь - “Романтизм предоставляет человеку сиюминутные радости, то красивое, чего не хватает в повседневной жизни обывателя. Любоваться, к примеру, произведениями “современного искусства” он не будет из-за все того же нежелания напрягать свой жалкий мозг”.
Таким образом, большая часть творческих плодов современников остается невостребованной. И главное место в этом занимают впитанные со школьной скамьи знания о “настоящих” писателях, поэтах, живописцах. Маньеризм и кубизм выглядят диаметрально противоположно. Но история показывает нам динамику изменений, и смена стилистических направлений в процессе развития изобразительного искусства выглядит довольно логично. Привитые знания о том, “что такое хорошо и что такое плохо”, не дают усомниться в этом. Нет попытки разобраться. А к чему напрягаться? Если такое положение вещей устраивает, если, глядя в телек или слушая, так скажем, попу-лярную музыку, человек отдыхает, расслабляется, развлекается.
В итоге надо сказать, что “романтизм несет не только ложные ценности как творческой, так и эстетически-оценочной деятельности, но и является средством взращивания и культивации обывательщины. Также романтизм можно рассматривать как один из способов воздействия “массовой культуры” на человека, ведущей за собой деградацию личности”.
Эдичка  Гофман
 

Ваш комментарий:

Авторизоваться: