watman.ruантон ватман и студия «новый дизайн»         заказать сайтрассчитать стоимостьзаказать фотопортрет интерьер монтажзаказать дизайнлоготип графика рекламалайлаймузыкальный блогмагамбафотовыставка
сайтысъёмкадизайнблогне домаархивы

+7 906 120 0040
sam@watman.ru
ICQ #309202
skype: antonwatman

 

 

Антон Ватман в:
VKontakte
FaceBook
D3
LiveJournal
OK
Twitter
Instagram
Google+
YouTube
Vimeo 
Linked.In

 

архивы: ЛП №5 - июл`9829 мая 2013

Сумел ли Кастанеда пройти мимо орла?

Недавно стало известно, что самый известный из учеников дона Хуана Мальтуса Карлос Кастанеда прекратил свое земное существование. Его смерть (“так называемая смерть”, сказали бы мои друзья) наступила от рака печени 27 апреля. Как сообщила адвокат и друг покойного Дебора Друз, его тело было кремировано, а пепел увезен в Мексику. 
Неизвестность и анонимность, окружающие его смерть, как нельзя лучше соотносятся с той жизнью, которую вел Кастанеда в последние годы, - в отличие от многих идеологов шестидесятых, и к старости не утерявших задора и любви к паблисити, знаток тайного знания индейцев яки жил замкнуто, мало с кем виделся и только изредка вел спецкурсы по тенсегрити за конкретные деньги (рекламу я своими глазами видел в газете “КоммерсантЪ-daily”. 
Для американцев Кастанеда - крестный отец New Age, для множества моих молодых соотечественников - человек, открывший им мир эзотерического (мистического, трансцендентного, психоделического - нужное подчеркнуть) знания, для некоторых теоретиков - постмодернистский автор, для других - автор талантливой компиляции. Для этнографов - посредственный этнограф, для кого-то - учитель жизни. 
На меня книги Кастанеды всегда производили довольно странное впечатление: я готов даже поверить в их “истинность” (кавычки стоят, потому что “истинность” в традиционном смысле предполагает верифицируемость, то есть наличие независимого свидетеля, отсутствующего в мире снов и галлюцинаций), то есть в то, что КК сам верит в то, о чем пишет. В конце концов, кто же из нас не переживал мистического опыта? Подозрительно другое: зачем, пережив подобный опыт, рваться поведать о нем urbi et orbi? В случае Джона Лилли или Тимоти Лири все понятно: эти люди верили, что в их руках доступный любому рецепт. В случае же КК очевидно, что опыт не может быть повторен в отсутствие учителя - дона Хуана или, на худой конец, самого КК. Если Сила не выбирает меня, то все, изложенное в десяти книгах КК, полностью теряет смысл - точнее, остается только литературная или этнографическая ценность (на мой взгляд - не особо большая). Что до идей, изложенных КК, то, к сожалению, существует довольно много книг, где они изложены, скажем так, не хуже. 
Конечно, это общая проблема всей литературы подобного направления. От других авторов КК отличают разве что большой объем написанного и, разумеется, статус - и за второе он достоин даже большего уважения, чем за первое. 
- Карлос не оставил никаких распоряжений на этот случай и вообще никогда не говорил о своей смерти, - сказала Дебора Друз. 
Между тем значительная часть книг КК посвящена проблеме посмертного или - шире - промежуточного опыта. В частности, однажды дон Хуан описал путь Воина как подготовку к посмертной встрече с Орлом, мимо которого Воин должен пройти, чтобы избежать небытия и подлинной гибели. Хочется надеяться, что годы учебы не прошли даром и Карлос Кастанеда до конца прошел по пути Воина. 
Сергей Кузнецов (Москва)
 

Ваш комментарий:

Авторизоваться: