watman.ruантон ватман и студия «новый дизайн»         заказать сайтрассчитать стоимостьзаказать фотопортрет интерьер монтажзаказать дизайнлоготип графика рекламалайлаймузыкальный блогмагамбафотовыставка
сайтысъёмкадизайнблогне домаархивы

+7 906 120 0040
sam@watman.ru
ICQ #309202
skype: antonwatman

 

 

Антон Ватман в:
VKontakte
FaceBook
D3
LiveJournal
OK
Twitter
Instagram
Google+
YouTube
Vimeo 
Linked.In

 

архивы: ЛП №6 - сен`9829 мая 2013

Взгляд глазами татарина

Перед тем, как идти на это интервью, я встречался со многими людьми, кто видел картины Хамзы Шарипова и лично беседовал с ним. Из их рассказов возникал образ неординарно мыслящего художника, философа и великолепного собеседника. Однако все материалы в прессе последнего времени либо просто пели восторженную хвалу его творчеству, либо давали пространную биографическую справку. И в том и в другом случае личность художника всегда оставалась в тени. И хотя О. Уальд говорил, что искусство стремится раскрыть себя и скрыть художника, - он вообще много чего говорил...
 
- Хамза, как давно вы начали рисовать?
- Со школы, когда занимался в изокружке.
- Сейчас многие спорят о том, как назвать вашу манеру рисования, а как вы сами определяете свой стиль, если, конечно, он вообще определяется.
- Моя живопись не укладывается в рамки определенного стиля. Есть правда один всеобъемлющий термин, под который я вполне подхожу - национальный авангард.
- Какие художники или, может быть,  школы оказали на вас наибольшее влияние?
- Я очень всеядный, если можно так выразиться. Есть строгие реалисты, которые не приемлют авангард и считают его просто надувательством. Бывает и наоборот - авангардисты, которые говорили, кому нужно это паршивое старое искусство. Мне без разницы в каком стиле работает художник, важно насколько глубоко он проник в суть жизни в рамках своего стиля. Если же говорить о любимых мастерах, то это - Мирро, Клее, Матисс, Рауль Дюфи, Витя Сынков, Зиннур Миннахметов, Витя и Толя Ашотины... Нет, всех не перечислишь.
Можно через какое-то пятнышко передать большую философию. А можно и через натуралистические пейзажи донести внутреннюю экспрессию или любовь, если чувства художника достаточно развиты. 
- Расскажи о своей символике. Откуда взялось это дерево в виде руки?
- Сначала у меня появилась гора в виде кошки. Все началось с одного сновидения: я с высоты птичьего полета смотрел на Уральские горы и реку, текущую в горах. И вдруг я понял, что эти горы пришли к реке, чтобы напиться, тогда-то я впервые осознал, что Земля, она вся живая.
И это мысль была настолько глобальной для меня, что я проснулся и зарисовал свой сон. С тех пор я просто развил эту тему. И дерево, оно тоже у меня живое. А честно, я не знаю, почему оно в виде руки. Я ведь не программирую свои картины, потому что, когда идешь через ум, ничего хорошего, по-моему,  не получается..
- Волк тоже интуитивный образ?
- Отчасти, но волк - это древний символ тюркских народов. Есть древняя легенда о том, что волчица спасла последнего ребенка одного уничтоженного тюркского рода. Кстати, интересно есть ли связь между этой волчицей и римской?
- А конь, это что, потому что тюрки были кочевниками?
- Да, конь - это то животное, которое привело Чингисхана к мировому господству. Но дело не только в этом. Конь - это доброе, прекрасное животное. И мне очень нравится пасущийся конь. Он оживляет пейзаж. Без него природа мертвеет. Конь - это жизнь.
- Почти все картины ночные. Вас так привлекает ночь?
- Ночь - это загадочность, непредсказуемость. Это зыбкое время, когда человек не уверен в своем восприятии, в самой своей неуязвимости.
- Вы религиозный человек?
- Нет, я верующий. Я верю, что Бог есть. Раньше я был часто посередине. Я не мог ни признать, ни отринуть. А сейчас... Да, я люблю Бога, но не понимаю, как можно бояться того, кого любишь. Для меня Бог - это определенная закономерность независимая от людей. Это касается и материальных законов, и более тонких.
- Ваш стиль - это движение души, видение мира или же творческая маска?
- Те, кто меня знают, вряд ли скажут, что я люблю разные маски. Я всегда стараюсь быть искренним, особенно в творчестве. Я всегда стараюсь делать вещи, которые мне самому нравятся. Если это нравится кому-то еще, я очень рад.
- Ваши работы подчинены какой-то одной скрытой цели?
- Да, но это не цель создания стиля. Мне очень нравится лаконичность. Как в японских танки. Так просто и так глубоко.
- Как у Тарковского: “Простота без пестроты”.
- Именно простое и безыскусственное. Чтобы при взгляде на картину, каждый мог сказать: “И я так смогу”. Другое дело, что так он не сможет, иначе это будет всего лишь подражанием. В этой простоте сказывается и моя тяга к этому. Тюркам была свойственна знаковая система символов. И письменность у тюрков тоже была знаковая - руны.
- Существует мнение, что живопись XX века, особенно его второй половины - это ярко выраженная деградация изобразительного искусства и при всем пафосе современных художников, никто из них никогда не достигнет той вершины мастерства, как, допустим, Рембрандт или Веласкес.
- Как говорит Камю: “Человечество вообще теряет вещи духа. Это, конечно, отражается в искусстве. Но при этом говорить о том, что звезда искусства закатывается преждевременно. Все это связано с, так называемым, “непониманием”. Всем кажется, что они не понимают живопись, потому что искусствоведы наговорили бог весть что об искусстве и установили какие-то правила. Ощущение непонимания возникает из-за того, что вы привыкли считать искусством то, что вам знакомо. Конечно, лес Шишкина всем понятен, потому что знаком.
- Почему обязательно Шишкин?  Лучше говорить о Васнецове.
- У Васнецова в картинах много духа. А в авангардной живописи все для неискушенного зрителя непривычно. Это, как поездка в Японию для европейца. Культурная несовместимость.
- Есть такая теория о том, что человек пришел в мир, чтобы озвучить картины Господа. Поэт через слово, в некоторой оппозиции к Творцу, создает свой собственный мир. Какое место отведено художнику в рамках этой теории?
- Во взаимосвязи с Господом, художник - это тот, кто любит Бога и подражает ему. Но в поэзии заключен большой элемент игры, и хотя в изобразительном искусстве эта игра тоже присутствует, но лишь в небольшой степени. Увеличение доли игры в картине приводит к ее гибели. Яркий пример “Черный квадрат”. Малевич этой картиной поставил точку в развитии своей школы. Он дошел до полного ничто - тупика.
- Ваше любимые поэты?
- Я очень люблю латиноамериканскую поэзию. Один из любимейших поэтов - Фредерик Гарсия Лорка. И Пабло Неруда, и Габриэль Гарсиа Маркес. Потрясающая поэзия. Мне очень нравится их язык, он даже в прозе поэтичен.
- Хамза, что вдохновляет, что движет вами, какие силы - духовные или материальные?
- Я не считаю, что моей рукой водит провидение. И все биоэнергетические ресурсы моих картин и прочие барабашки для меня пустой звук. Конечно, у меня есть цель. Я люблю свой народ. И если Бог меня родил татарином, значит это великое счастье. Значит я послан на эту землю, чтобы видеть мир глазами татарина. Все видят по разному, я вижу то, что другим не видно. Отсюда создается целостность картины мира. Поэтому мне очень чужд космополитизм. Только когда ты выводишь через себя взгляд своего народа, только тогда ты становишься всеобщим.
Александр Дутов
 
ОТ РЕДАКЦИИ.
Персональная выставка Хамзы проходит сейчас в культурном центре “Эврика” (п. ГЭС, здание за гостиницей “Татарстан”, телефон для справок 42-26-66).
 

Ваш комментарий:

Авторизоваться: