Онлайн-школа «Как стать успешный фотостокером»
Бесплатный курс «Работа мечты»

Урок четвертый

Как устроены фотостоки

 

 

Сейчас я расскажу, как устроены фотостоки, как они работают, продают ваши фотографии и начисляют вам денежку.

Еще раз повторюсь, что более распространённое название – микростоки. Но я буду называть их - фотостоками, потому что я – фотограф, продаю фотографии – мне так удобнее говорить. Микростокер – звучит как-то уничижительно. Фотостокер – самое то.

Так вот. Сначала были фотобанки. Еще в 60-х годах прошлого века появились фирмы, которые стали посредниками между профессиональными фотостудиями и различными издательствами, агентствами и другими потребителями. Передавались фотографии в физическом виде – на негативах, оттисках и даже бумаге. С развитием технологий эти фотобанки начали продавать цифровые копии – на компакт-дисках, по почте. Фотографии тогда продавались по эксклюзивной лицензии за сотни, а иногда и тысячи долларов за каждую.

Но вот появился интернет, и фотографии можно стало продавать вообще без носителя. И без географических ограничений. Хранить и передавать фотографии стало неприлично дёшево. Фотобанки начали расти как грибы. Посредничество – всегда выгодный бизнес. Но фотографии все еще продавались за сотни долларов по эксклюзиву. И, соответственно, проданная фотография, а также все фотографии из этой серии снимались с продажи.

Тем временем начал быстро расти спрос со стороны некрупных издательств и агентств, а также появились интернет-газеты. Все хотели фотографий и разумеется – подешевле. И тогда в одном из фотобанков додумались подключить к делу лицензию, которая называется Royalty-free. То есть свободно от отчислений. Не нужно платить за каждое использование. Только один раз – при покупке. Продается фотография по такой лицензии неограниченное количество раз. При этом, никакого эксклюзива конечно же - все права остаются у автора. Покупатель приобретает только право использовать изображение ограниченным тиражом и ограниченными способами. И самое главное – цена. Теперь это всего несколько долларов. Это micropayment – микроплатеж.

Так появились микростоки. Со временем они почти вытеснили традиционные фотобанки, потому что напридумывали кучу способов снизить цену вообще до копеек, чем привлекли огромное количество новых клиентов и увеличили объем продаж до невиданных ранее цифр. Например, тот же Шаттерсток, один из крупнейших микростоков, продает около полумиллиона фотографий в сутки. Данные на август 2016

Сегодня микростоков в мире – говорят, сотни. Я лично знаю десятка три, может четыре. Но всерьез работаю только с одним – это Шаттерсток. На примере его мы и рассмотрим принцип работы микростоков.

Сначала – механизм взаимодействия стока, авторов и покупателей.
Вот это – микросток. Это интернет-сайт, на котором продаются миллионы изображений. На сайте есть своя поисковая система, система ранжирования фотографий  - очень хитрая и постоянно меняющаяся, каталог по категориям, подборки, коллекции и так далее.

Вот это – покупатель. Кто угодно – дизайнер, редактор газеты, блогер. Он может совершить разовую покупку, а может оформить подписку на месяц или год. Тогда фотографии будут обходиться ему гораздо дешевле. Он заходит на сайт, находит на нем нужное ему изображение и покупает его у фотобанка. Фактически, он покупает право использовать это изображение для определенной цели. Фотография после покупки остается в продаже. В зависимости от цели использования меняется и сумма, которую он должен заплатить. Для публикации на сайте – одна цена, для рекламы – значительно дороже. В любом случае, он купил, скачал вашу фотку и теперь печатает её там, где ему нужно. Очень быстрая и понятная процедура.

Дальше. А вот это – фотостокер. Он регистрируется на микростоке как автор и загружает туда свои работы. Работы он предварительно подготавливает в соответствии с требованиями микростока.  Это понятно, потому что никому не нужен некачественный хлам и стописят миллионов котиков и цветочков. Для этого в микростоке сидит специально обученный человек – инспектор, который проверяет каждую фотографию, загружаемую в фотосток. Каждую. По десяткам параметров. Размер, шум, аберрации, баланс белого, композиция, коммерческая ценность и так далее. Если фотография инспектора не устраивает, он возвращает её автору на доработку. Доработал, исправил – можно загрузить еще раз.

Всё, загрузил, описал правильным образом, чтоб её могли найти – и она в продаже. Ждет своего покупателя. Продается она бессрочно, только вы сами можете удалить свою фотографию. Если тема востребованная, фотография может начать продаваться сразу, в тот же день. Иногда ей надо как бы отлежаться, и она выстреливает через пару месяцев. Нередко бывает, что продаются совсем старые фотографии: я смотрю и даже не помню уже её – это что, моя фотография? Какая-то часть фотографий не продается никогда, к этому надо быть готовым. Зато некоторые продаются много и часто. Это хиты, они попадают в топы микростока.

Так вот, фотография продалась, покупатель заплатил за неё микростоку, а он, в свою очередь, зачислил на ваш счет определенное вознаграждение. Дзыньк. Размер вознаграждения зависит от многих факторов. Начинающий фотостокер получает немного меньше, чем опытный. Например при покупке фотографии по стандартной подписке, новичок получает 25 центов. После заработка определенной суммы, ставка повышается до 33 центов, а потом до 38.  Но это самая простая продажа. Если фотографию купили для использования в рекламе или по какой-то другой лицензии, вы можете получить 2 доллара, 20 и даже 100. За одну продажу. Это случается редко, но случается. Причем тут нет никакой связи с художественной ценностью снимка. Вот, например, моя первая «расшира» - так мы называем фотки, купленные по расширенной лицензии. Это облезлая стена, сфотканная где-то на Бали. Она классная, фактурная. Но, это всего лишь облезлая стена, я просто проходил мимо. 100 долларов за раз. Ну и потом еще несколько раз подешевле. Или вот – небо. Красивое, драматичное. Но – просто небо. Тоже 100 баксов.

Вернемся к схеме. За каждую продажу вам начисляется денежка. В конце месяца продажи суммируются и весь ваш заработок перечисляется на пейпал-счет. Откуда вы можете вывести деньги на обычную банковскую карточку и купить себе новый фотоаппарат.

Вот такой принцип работы микростоков. Микросток, конечно, тоже зарабатывает свою копеечку, а в случае продажи для рекламы – даже не копеечку, а несколько сотен долларов. Но, это его право, его бизнес. Зато вы вообще никак не пересекаетесь с покупателем, не торгуетесь, и не выслушиваете все его капризы. Фотосток делает все продажи за вас. А вы в это время, например, загораете на море.

Следующий урок

 

Весь бесплатный курс «Работа мечты»:
Урок 1. Профессия - фотостокер
Урок 2. Кто может стать фотостокером?
Урок 3. Пассивный доход
Урок 4. Как устроены фотостоки?
Урок 5. Какие фотографии продаются, а какие - нет?
Урок 6. Трудности начинающего фотостокера
Урок 7. Как этому научиться?

 

Все уроки подряд: