watman.ruантон ватман и студия «новый дизайн»         заказать сайтрассчитать стоимостьзаказать фотопортрет интерьер монтажзаказать дизайнлоготип графика рекламалайлаймузыкальный блогмагамбафотовыставка
сайтысъёмкадизайнблогне домаархивы

+7 906 120 0040
sam@watman.ru
ICQ #309202
skype: antonwatman

 

 

Антон Ватман в:
VKontakte
FaceBook
D3
LiveJournal
OK
Twitter
Instagram
Google+
YouTube
Vimeo 
Linked.In

 

не дома: тянь-шань 201210 августа 2012

Киргизия, 2012. Часть I. Обзорная

Отчет в нескольких частях об автомобильном трипе по Тянь-Шаню в августе 2012 года. Поход получился необычный и насыщенный. Такое количество красоты в столь сжатые сроки мы не ловили еще ни разу.
 
 
Долго готовились к велопоходу по Тянь-Шаню, но маршрут вырисовывался настолько навороченный, что уложиться в наши сроки было просто нереально. А в ходе проработки логистики выяснилось, что стоимость автомобильных забросок-перебросок по маршруту из расчета на четверых выше, чем просто аренда автомобиля с водителем. Решили в качестве эксперимента поехать в авто/пешку и ни разу об этом не пожалели.
 
 

Плюсы и минусы авто

 
Плюсы:
+ не прошлось переплачивать за перевес в самолете, а он был бы однозначно;
+ всегда боязно за сохранность велосипеда - все знают, как обходятся грузчики с багажом;
+ Киргизия очень пыльная - такого количества пыли на дорогах, даже асфальтовых, не говоря уже о грунтовках, - я не встречал ни разу;
+ маршрут обогатился в разы, посетить такое количество мест мы бы просто не успели;
+ отпал вопрос по заброскам - на поиски забросчика на месте уходит куча драгоценного времени;
+ не нужно вести с собой кучу кострового оборудования и посуды - всем обеспечил водитель;
+ вообще не экономили на весе, как это делается обычно, я смог взять всё фотооборудование, какое хотел;
+ решился вопрос с неограниченной зарядкой фото- и компьютерной техники;
+ водитель, сам являясь туристом, показал нам кучу мест, о которых мы не знали;
+ скорость перемещения, особенно в нештатных ситуациях.
 
Минусы:
- физической нагрузки было гораздо меньше, мы компенсировали это пешими радиалками, но их было недостаточно;
- никогда ничто не заменит скоростного спуска на велосипеде по горному серпантину;
- некоторые участки хотелось проехать медленнее;
- в популярные места въезд автомобиля платный, хотя это, на самом деле, копейки;
- мы очень любим свои велики).
 
Конечно, был вариант взять и велики, и машину сопровождения, но тогда бы постоянно возникало желание посачковать, поэтому мы решили вообще не искушаться.
 
 
 

Маршрут

 
Как обычно, я пользовался Google Earth с подключенными модулями Wikimapia и Panoramio и многочисленными отчетами авто- и велопутешественников. Маршрут получился такой (из расчета на две с небольшим недели): Бишкек - Белогорка - перевал Тюя-Ашуу - Суусамыр - долина реки Кокомерен - озеро Ак-Коль - Чаек - перевал Каракичи - озеро Сон-Коль - перевал 33 попугая - Кочкор - Орто-Токой - далее вокруг Иссык-Куля: Балыкчи - Мертвое (Соленое) озеро - каньон Сказка - Тихая бухта - перевал Барскаун - Арабель - перевал Суек - ущелье Кызыл-Суу - ущелье Джеты-Огуз - Каракол - Каракольское ущелье - Григорьевское ущелье - Чон Ак-Суу - снова Тихая Бухта - Боомское ущелье - Бишкек. Причем 5 дней мы провели на Иссык-Куле в чисто тюленьем режиме)
 
 
 

Транспорт

 
Как известно, нету лучше вЕлика, чем Mitsubishi Delica. Делика - замечательное сочетание вместительности, комфорта, неприхотливости и проходимости. Я искал этот вариант целенаправленно, и таких предложений в Бишкеке оказалось предостаточно. Условия аренды оказались практически одинаковыми в десятке изученных случаев - цеховая солидарность. Итак: 1 км = 15 сомов (10 рублей), день простоя равен проезду в 100 км, группа кормит-поит водителя как своего + обеспечивает ночлегом в случае платного постоя (цены на лето 2012 года). Я рассчитывал на маршрут минимум в 2300 км (25 000 рублей включая простои), но произошло несколько непредвиденных перемещений и лишние круги в самом начале путешествия (об этом подробнее позже), и автобюджет возрос с 6300 до 8 000 рублей с человека. Для справки: на Алтае в 2010 году мы потратили на заброски около 11 000 на человека. 
 
Изначально я договорился с Михаилом (+996555911257, сайт http://www.piligrim.biz.kg ), но мы затянули с покупкой авиабилетов, и поэтому Михаил оказался уже занят на наши даты. Он порекомендовал обратиться к Ивану (+996555214262 +996772214262), который и стал пятым членом нашей группы, чему в итоге мы оказались очень рады.
 
Иван, к сожалению, совсем не интернетчик, сайта у него нет, поэтому я сделаю ему здесь рекламу)
У Ивана хорошо оборудованная Делика со всем необходимым в походе снаряжением, водит он очень аккуратно, машиной управляет ювелирно, хорошо знает Киргизию и её горную часть, в достаточной степени владеет киргизским языком. С ним можно спокойно ехать в любую самую сложную экспедицию или просто воспользоваться трансфером из Бишкека или Алматы до Иссык-Куля, Каракола и других замечательных мест Киргизии.
 
 
 

Киргизия: въезд, деньги, еда, обычаи

 
Гражданам России для посещения Киргизии виза не нужна, как и не обязателен загранпаспорт, можно по общегражданскому паспорту. Попасть в Киргизию можно на автомобиле или поезде через Казахстан и самолетом. Не меньше половины каждого отчета автопутешествия посвящено описанию перехода границ. Насколько я понимаю, это ад - либо постоянные поборы, либо тотальный шмон. Этот вариант мы даже не рассматривали. На поезд у нас бы ушло 3 суток в один конец, к тому же рассказы об этом поезде еще страшнее. Поэтому мы полетели самолетом, тем более недавно появился прямой рейс из Казани (http://www.aero.kg - от 5140 рублей в один конец).
 
Деньги - сомы. Один сом примерно равен 2/3 рубля, так считать проще всего: 1000 сомов - это около 650 рублей. Рубли, разумеется, не принимают, в редких случаях можно расплатиться долларами, но для полного спокойствия лучше пользоваться местной валютой. Центр Бишкека кишит обменными пунктами, полно банкоматов, так что можно ехать и без наличных, а обналичить уже на месте. Бумажные деньги двух сортов - в обиходе банкноты двух разных годов выпуска, отличающихся и рисунком, и размером. Берут любые.
 
Цены гораздо ниже российских. Плотный обед на пятерых с мясными блюдами без спиртного - 800 рублей. Основные продукты примерно вдвое дешевле, бензин - процентов на 20-25, даже учитывая, что самые популярные заправки - газпромовские и топливо в Киргизии российское. Модное пиво "Наше шахтерское" - 40-50 рублей за двухлитровый баллон.
Шмотками мы не интересовались, но говорят, что тоже дешевле в разы. Также, судя по отчетам, гораздо дешевле черноморских и курортные услуги. 
 
Еда азиатская - много теста и мяса: самсы, бешбармак, манты, форель на углях и пр. Сильно влияние соседей: популярен плов, шашлыки, аш-лянфу (ашлян-фу) и другие узбекские и китайские блюда. В магазинах продается весь обычный для нас набор продуктов, разве что гораздо меньше выбор сыров, почти нет черного хлеба. В горной местности магазины победнее. Повсеметно продаются кымыз, айран и тан, а также фрукты и овощи, особенно арбузы и дыни, абрикосы и персики.
 
Киргизы в общем дружелюбны, не чета горным алтайцам. В горах мужики обязательно здороваются с незнакомцами за руку, запросто могут угостить кымызом и лепешкой, любят поболтать, но не назойливы. Пьяных очень мало. На дорогах бардака, конечно, больше чем у нас, вежливость у водителей так себе, гаишники спокойно берут на лапу. Русских довольно много, но еще больше дунган - киргизских китайцев, с характерными лицами, обычаями и архитектурой.
 
В Киргизии очень чувствуется недавнее присутствие Советского Союза - в заброшенных колхозах, руинах строений и даже вывесках магазинов. Но сейчас Киргизия всё больше захватывается Китаем - китайцы строят заводы, рудники, дороги. Мы видели большой комбинат с огромными красными транспорантами "Да здравствует кыргызско-китайская дружба!"
 
 
 

Природа

 
Природа Киргизии обалденна. Тянь-Шань и Иссык-куль настолько прекрасны, что их описанию лучше посвятить все остальные части отчета.
 
Долина реки Западный Каракол
 
Ущелье Кокомерен
 
Озеро Ак-Коль
 
Перевал 33 попугая
 
Иссык-Куль
 
Так что, продолжение следует).
 

Ваш комментарий:

Авторизоваться: