watman.ruантон ватман и студия «новый дизайн»         заказать сайтрассчитать стоимостьзаказать фотопортрет интерьер монтажзаказать дизайнлоготип графика рекламалайлаймузыкальный блогмагамбафотовыставка
сайтысъёмкадизайнблогне домаархивы

+7 906 120 0040
sam@watman.ru
ICQ #309202
skype: antonwatman

 

 

Антон Ватман в:
VKontakte
FaceBook
D3
LiveJournal
OK
Twitter
Instagram
Google+
YouTube
Vimeo 
Linked.In

 

не дома: тянь-шань 201211 августа 2012

Киргизия, 2012. Часть II. Бишкек, Белогорка, Кара-Балта, Тюя-Ашуу.

Начало было грустное. Меня не пустили на самолет - КАМАЗ, который со мной судился по поводу публикации на моем сайте интервью с опальным депутатом, закрыл мне выезд за границу. Повторялась дурацкая прошлогодняя ситуация, когда меня не пустили в Крым, но в этот раз мы не стали менять маршрут: после короткого совещания было решено, что группа летит-таки в Бишкек и ждет меня там, пока я разгребаю дела. Почему-то я был уверен, что разгребу их быстро, хотя погранцы уверяли меня, что снять запрет быстрее, чем за две недели, не получится.
Пришлось срочно подкорректировать график: Иван должен был встречать нас в аэропорту, и уже через несколько часов мы должны были оказаться в горах. Вместо этого решили побыть день в Бишкеке, выехать на какие-нить теплые источники поблизости и устроить дневку на Белогорке (недалеко от Бишкека).
 
 
Проблему с КамАЗом решил за день, но вот экстренное снятие ограничения на выезд, действительно, - целая эпопея. Даже подключение "потусторонних" высокопоставленных сил не гарантировало мне быстрое решение проблемы, ибо - Система. Три дня я провел в разговорах с приставами разных рангов, юристами, работниками министерств, заодно прошел медосмотр и сдал все анализы, а параллельно разработал обходной вариант: Казань-Москва-Гомель-Киев-Алматы-Бишкек (была вероятность проскользнуть через Беларусь). И даже когда я оказался в аэропорту с новым билетом, ничего еще не было решено. И меня сняли с рейса во второй раз. Погранцы смотрели на меня жалеючи, но не пустили бы меня и с грамотой от президента: пока я есть в черном списке - всё бесполезно. И за полчаса до вылета они с выпученными глазами подошли ко мне: пришла телеграмма!
 
И я полетел)
 
 
Пока меня не было, ребята в неопределенности и унынии потусовались по Бишкеку, но потом воспряли и посетили бассейн с теплым источником Иссык-Ата, закупили провианта на несколько дней и поехали в Белогорское ущелье. А скоро Иван сгонял за мной в аэропорт Манас, и наша группа воссоединилась.
 
 

Белогорка

 
От Бишкека на запад уходит трасса до казахского Тараза. До самой границы вдоль трассы плотно кучкуются поселки, и уже с раннего утра торговцы рядами выставляют на обозрение аккуратные горки арбузов и дынь, причем чаще всего они ночуют тут же в самодельных домиках-палатках, а иногда и просто под открытым небом. Чтобы добраться до Белогорского ущелья, нужно проехать по этому шумному и неинтересному отрезку до Сокулука или Александровки и свернуть в сторону гор. Теперь советский поселок Белогорка называется Таш-Булак, это по киргизским меркам благополучное село: дома добротные, много скота, но, как и везде в Киргизии, видны следы постсоветской разрухи. Здесь еще есть сотовая связь, но дальше вверх по ущелью она исчезает.
 
Дорога ведет дальше вдоль бурной реки Сокулук, кое-где попадаются юрты, но особой туристической активности не наблюдается, несмотря на близость столицы.
 
За полтора километра до водопада дорога сворачивает в радиальное ущелье и вскоре превращается в скотогонную тропу. На водопад я уже не пошел, так как все там уже побывали накануне, а мы и так уже выбились из графика. Водопад высокий, около 60 метров, до земли доходит только водяная пыль, очень красиво. В зарослях вдоль речки попадаются кусты всевозможных диких ягод. Высота около 2100 метров, днем жарища, ночью холодно.
 
 
 

Кара-Балта

 
Рассиживаться мы не стали, собрали лагерь, загрузились и двинули обратно вниз. Путь наш лежал сначала дальше по трассе до поселка с поэтическим названием Кара-Балта на берегу одноименной реки, а от него опять на юг, в горы, к перевалу Тюя-Ашуу. Я планировал пересечь его пешком по верху (автомобильная дорога проходит по тоннелю, пробитому на 500 метров ниже), и было очевидно, что сегодня мы уже не успеем это сделать. Поэтому мы, не торопясь, докупили арбузов-дынь и въехали по отличному асфальту трассы Бишкек-Ош в Кара-Балтинское ущелье.
 
Ущелье очень живописное, узкое, склоны крутые, дорога петляет по самому дну, постоянно пропуская под своими мостиками Кара-Балту. Набор высоты постепенный, но все равно закладывает уши. В том месте, где в Кара-Балту впадает речка Абла, мы свернули с трассы, идущей дальше уже вдоль Аблы, чтобы переночевать подальше от шума. Проехали по горному осыпающемуся серпантину километров пять, поняли что дорога уходит всё круче и становится всё хуже, вернулись немного назад и встали на ночевку на самом берегу шумной Кара-Балты.
 
Здесь стоят редкие деревца и кусты, нам даже удалось собрать дров на вечер и утро, из-под скалы бил родник. Река растекается по нескольким рукавам, создавая островки и протоки. Вечером под шашлычок мы распечатали бутылку Бифитера (с чистым спиртом в пластиковых бутылках нас в самолет не пустили бы, поэтому пришлось тариться в дьюти-фри).
 
 
Я тут иногда вместо фотографий буду вставлять таймлапсы - необработанные фрагменты, из которых я потом сделаю нормальный динамичный клип - просто для иллюстрации описываемого места.
 
Утром я нашел маленькую заводь в реке, как раз достаточную, чтобы окунуться с головой. Вода ледяная, но это такой кайф! Всё, я дома)
 
 
 

Тюя-Ашуу

 
Вернулись на трассу и продолжили путь. Подъемы сразу стали круче, начался быстрый набор высоты. Пару раз мы остановились до тоннеля - повтыкать в красоту. Если внизу жара, высохшая трава и пыль, то тут свежая зелень и прохлада.
 
 
Серпантин у подножия Тюя-Ашуу.
 
Наше традиционное летящее фото.
 
Давно хотел так сфоткаться)
 
Это щенок алабая - среднеазиатской пастушьей собаки.
 
А это лошадки. Редко увидишь беззаботно валяющихся на зеленой травке лошадей.
 
Перевал мы решили пройти по верху. Наш водитель Иван так заинтересовался этим вариантом, что решил идти вместе с нами, вернувшись потом за машиной на попутке. Так и сделали. Оставили Делику у въезда в тоннель, переоделись и полезли по камням вверх. Можно было пойти по старой перевальной каменистой дороге чуть в обход, но мы поперлись напрямую через каменные осыпи.
 
Ну что сказать. Без тренировки лезть в крутую гору на такой высоте очень тяжело. Начали мы с 3080, и уже совсем скоро пришлось остановиться на передышку, а потом такие остановки были уже через каждый 10-20 метров набора высоты.
 
В цирке с северной стороны все еще лежал снежник.
 
А из него через болотце вытекал ручеек с очень живописными бережками. За час мы набрали 300 с небольшим метров и увидели вот это:
 
Мать-мать-мать! - привычно отозвалось эхо.
 
Вот мы и добрались до старой перевальной дороги. До этого места еще можно доехать на полноприводном автомобиле, но дальше вся дорога усыпана большими камнями - можно только пешком или на велосипеде.
 
Отсюда видно два озера, они, на самом деле, довольно большие. Вот например, на том, что поближе к нам, тусуется группа туристов, один из них стоит на отдельном камне с правого края озера. Вы их видите? А они есть!
 
 
Мне потом знающие люди сказали, что вот это растение с коричневыми цветочками - жень-шень. И его там навалом.
 
По серпантину старой дороги, которая иногда исчезает вообще, мы поднялись еще на 200 метров и оказались на верхней точке перевала.
 
Высота 3580. Это вот автомобильная дорога - с каменюками и ромашками. Правда, мило?
Сердце колотит и готово выскочить, виски гудят, дыхалка сдаёт. Из-за компа да в горы, блин.
 
Вид на южную сторону перевала, на долину Суусамыр, нас тоже очень впечатлил. Минут десять мы, молча и тяжело дыша, пялились на эту красоту. Я жалел, что пасмурно, - в ясную погоду долина особенно красочна, а если б по ней еще и плыли облака... Короче, таймлапс был бесполезен, и мы начали спускаться.
 
Мой Суунто на 3333 метрах
 
По пути вниз Иван вырвался вперед, чтобы забрать машину на той стороне тоннеля, а мы встретили пасущихся овец, коней, метеостанцию и удивительные луга.
 
Серпантин петлял вниз, В долине виднелись белые точки гостевых юрт, где путники могли перекусить и купить всяческой животноводческой продукции, всех названий и не упомню.
 
 
Вот и всё, Тюя-Ашуу преодолен. Настоятельно рекомендую проходить его по верху. Если дыхалка не позволяет, можно перевалить его полностью по старой дороге, это займет часа 4. Можно как мы, немного наперерез, часа за 3. Ну а спортсменам можно вообще по прямой тропе, её видно на фотографии со снежником. Велосипедистам включать в маршрут обязательно!
 
Планирующим велосипедный маршрут: от подножия (Кара-Балта) до тоннеля примерно 60 км отличного асфальта, набор высоты 2400, сам тоннель 3 км с подъемом, очень загазованный и темный, проезжать можно только на авто. На всем пути мест для нормальных ночевок практически нет - ущелье очень узкое. Единственное достойное место - поворот направо от устья Кара-Балты и Аблы на 1-2 км. Вода есть везде, точки для перекуса попадаются часто, особенно с южной стороны. Сотовой связи на протяжении всего ущелья нет, только на серпантине за пару километров до и непосредственно у тоннеля. Если график сжатый, перевал можно проехать и по тоннелю на авто, договорившись с кем-нибудь у въезда, это не проблема.
 
Продолжение следует.

Ваш комментарий:

Авторизоваться: