watman.ruантон ватман и студия «новый дизайн»         заказать сайтрассчитать стоимостьзаказать фотопортрет интерьер монтажзаказать дизайнлоготип графика рекламалайлаймузыкальный блогмагамбафотовыставка
сайтысъёмкадизайнблогне домаархивы

Linked.In

не дома: тянь-шань 201213 августа 2012

Киргизия, 2012. Часть III. Суусамыр, Западный Каракол и Кокомерен

После спуска с перевала Тюя-Ашуу светлого времени суток оставалось уже мало, и мы решили не соваться в долину Кокомерена, а свернуть налево, в долину реки Западный Каракол. Я заранее присмотрел это место еще в гуглобусе - там река растекалась на рукава в широкой долине, кругом была растительность, и наверняка были укромные места для ночевки.

Суусамыр - широченная красивая долина, по ней направо уходит трасса в сторону Оша, мы же свернули налево, проехав через местечко с названием Париж - фактически, это пятачок магазинчиков, кафешек и гостевых юрт - Эйфелеву башню построить они не додумались. В долине мы встретили огромные сухие кусты некоей укропообразной травы выше человеческого роста.

Асфальт сменился на укатанную грунтовку, и мы придерживались правого берега реки. В одном месте, когда уже смеркалось, мы остановились посмотреть на удивительно прозрачную воду реки - это было просто обалденно: такой прозрачной воды в проточной русле быстрой реки я еще не разу не встречал. Но было уже темновато для съемок, и мы решили заглянуть сюда назавтра.

Хоть тут и не значилось населенных пунктов, берег реки оказался заселен, и через каждые 500 метров виднелись постройки. Мы уехали довольно далеко в поисках укромного мета и встали лагерем уже в темноте. Так как мы были изрядно устамши после преодоления Тюя-Ашуу, вечеринка была недолгой. Но Иван познакомил нас с нардами, и битва продолжалась уже в полной темноте.

Западный Каракол

Встали мы на таком месте, где рукав Каракола был настолько быстр, что искупаться не представлялось никакой возможности. Лишь в одном месте можно было окунуться, держась за траву, чтобы не унесло. Рисковать не стали и оставили это удовольствие на утро.

Я проснулся, как обычно, до рассвета и еще раз убедился, что никто мне компанию в это время составлять не будет. Ну и фиг с ним. Я взвалил рюкзак с фотооборудованием и поперся по крутому склону холма наверх. И застал самый-самый рассвет.

Рассвет был обалденным. Передо мной была видна как на ладони долина Западного Каракола, вдали белели шапки вершин, солнце всходило, постепенно преображая картинку.

Внизу я приметил пасеку, куда мы заехали потом утром и угостились медовухой.

Друг пасечника, с утра уже изрядно готовый, сказал, что медовуху для большего эффекту надо пить обязательно с водкой, будет очень вкусно)

Вот на такой холмик я и взобрался. Вроде бы ерунда, перепад всего 100 метров, но на такой высоте дыхалку перехватывает. На противоположной стороне вдали виднелись вершины Чонг-Тора и Кичи-Тора, с которых на ту сторону стекал Сукулук и водопад Белогорка.

Наснимавшийся вдоволь я спустился в лагерь, но все еще спали довольно долго, пока солнце не стало припекать их в палатках.

Утром Вова приготовил себе кофей. Сегодня надо было добраться до озера Ак-Коль, поэтому мы собрались быстро, искупались в смешной заводи и тронулись. Часть пути мы ехали обратно, в сторону Суусамыра, заглянули по пути на пасеку (об этом я уже рассказал), а потом остановились в том месте, где рукава Западного Каракола приобретают совершенно фантастический вид.

Вот это - не фотошоп. Это очень прозрачная вода и быстрое течение. Мы нашли место чуть поглубже, и я решил немедленно нырнуть. Вода была обжигающая - остальные смотрели на меня с содроганием и восторгом, но я убедил их, что такого момента может больше не быть, надо обязательно всем нырнуть! Что и сделали.

Я даже перебрался на другой берег и поснимал видео.

Кому интересно, это место находится здесь: http://goo.gl/maps/sMH9E сразу за мостом и поворотом на Кокомерен, в самом узком месте долины, где вода подступает вплотную к дороге.

Дальше наш путь проходил через поселок Кожомкул, названный так в честь легендарного батыра, родившегося здесь.

Говорят, ростом он был два с лишним метра и весил под двести килограмм. Ему даже памятник поставили)

Тут же мы впервые увидели муслимское кладбище. Идея хоронить на пригорке, в месте, откуда открывается замечательный вид на долину, наверное, романтична.

Кокомерен

Кокомерен (Кекемерен, Кёкёмерен) - бурная река, образованная слиянием Западного Каракола и Суусамыра. Тоже, кстати, непривычная традиция - назвать реку новым именем в месте слияния двух рек. Не стали мудрить, кто в кого впадает, кто чей приток. Это как если бы не Кама впадала в Волгу (или Волга в Каму, как более верно с гидрологической точки зрения), а они образовывали бы новую реку.
Но фактически Суусамыр и Западный Каракол текут по широким долинам, расползаясь на десятки рукавов, а Кокомерен очень бурно и бодро бежит по дну гигантского ущелья, так что всё логично. Кокомерен известен среди рафтеров, которые регулярно сплавляются по его отдельным участкам, покоряя крутые пороги, но мы таких не встретили.

В паре мест через Кокомерен переброшены пешеходные мостики

Кокомерен по ощущениям напомнил алтайскую Катунь в верхнем течении или немного Чулышман - вода в нем характерного бирюзового оттенка. Долина Кокомерена - сказочна. Местами она чуть расширяется, давая приют небольшим поселениям, местами превращается в очень живописное ущелье с разноцветными осыпными склонами.

Вот это - "визитная карточка" Кококмерена - красная древообразная осыпь, а под ней, на этом берегу, замечательное место с деревцами, лагунами и местами для стоянки. Мы не могли проехать мимо и перекусили там сладчайшей дыней.

На этом участке Кокомерена есть даже небольшой поселок Кызыл-Ой, отсюда направо в горы уходит очень извилистая и сложная дорога, по которой можно добраться до Торкента и Токтогула. Не надо думать, что местные - поклонники темного мира Толкина: Назгул - это популярное женское имя, все равно что Гульназ.

Чем дальше, тем причудливее узоры.

А ближе к поселку Арал начинается совершеннейшая фантастика.

В Арале мы свернули не налево, как проходят все туристические маршруты в сторону высокогорного озера Сон-Коль (там мы еще будем), а направо, дальше вдоль Кокомерена, где нас ждало удивительно красивое, но совершенно непопулярное озеро Ак-куль. Но об этом в следующей части.

Подведем итог по этому отрезку пути. Кокомерен рекомендую включать в маршрут обязательно. Он обалденно красив. Дорога от начала ущелья до поселка Арал длиной 54 километра, практически всегда идет под уклон. Магазинчики есть перед въездом в ущелье, в поселке Кожомкул и посредине этого пути в поселке Кызыл-Ой. В самом ущелье мест для стоянок мало, наиболее живописна стоянка вот здесь http://goo.gl/maps/qZbVA в упомянутом выше месте, это осыпное "дерево" отлично видно из космоса. Если бы мы были на велосипедах, это был бы один из самых приятных отрезков - дорога, правда, пыльная, но все время под горку и виды вокруг замечательные. Не надо гнать по ущелью, как это делают многие велосипедисты, проезжая его за 3-4 часа, ущелье стоит пары дней с обязательной ночевкой у "дерева".