watman.ruантон ватман и студия «новый дизайн»         заказать сайтрассчитать стоимостьзаказать фотопортрет интерьер монтажзаказать дизайнлоготип графика рекламалайлаймузыкальный блогмагамбафотовыставка
сайтысъёмкадизайнблогне домаархивы

Linked.In

не дома: тянь-шань 201215 августа 2012

Киргизия, 2012. Часть V. Сон-Куль и перевалы

После Ак-Куля мы вернулись на "туристическую тропу" - дорогу, ведущую от Кокомерена через Жумгальскую долину на восток, через Кочкор к Иссык-Кулю. Именно здесь, через селения Арал и Чаек, едут караваны внедорожников к высокогорному озеру Сон-Куль (Сон-Коль, Сон-Кёль). В Чаеке мы закупили фруктов-продуктов, проехали километров 20 по асфальту и свернули на укатанную грунтовку с признаками угольной добычи прямо по курсу.

Погода была обалденной: чистое небо с красивыми клубящимися облаками на горизонте, яркое, но нежаркое солнце. Из долины мы постепенно поднялись в горы, с высоты 1500 до 3300 м. на перевал Кара-Кичи, минуя скучный и некрасивый угольный разрез. Наверху было совсем не жарко, несмотря на разгар лета и палящее солнце. Скоро нам стали попадаться большие стада и отары, и мы наконец увидели ровную гладь Сон-Куля.

Вот это место, где "делают" облака: издалека, особенно в теневой части, это похоже на проливной дождь, но на самом деле всё наоборот: вода испаряется, поднимается вверх, остывает и формируется в густые клубы.

Но мы не стали сразу спускаться к озеру. По плану был задуман небольшой крюк в сторону от него, к перевалу Молдо-Ашу. Дорога через этот перевал ведет к Нарынской долине, нам туда не надо, мы хотим просто посмотреть на красоту, уж больно все хвалят виды с этого перевала.

И это на самом деле очень круто!

В долине виднеется река Нарын и, видимо, селение Ак-Тал.

Маленький таймлапс перевала (его еще называют Куртка, с ударением на "а", по имени речки, которая бежит по ущелью).

Само собой, надо попрыгать и встать в позу, этот вид просто обязывает:

Мы провели тут почти час, втыкая в неописуемое) Рядом не было никого, и мы даже поорали, вслушиваясь в многоэтажное эхо:

Это наша Делика. Она, конечно, иванова, но мы с ней уже породнились).

Красота)

Но вернемся к Сон-Колю. Озеро это высокогорное, 3016 метров над уровнем моря, относительно неглубокое: при размерах 28 на 18 км средняя глубина всего 8 метров. Со всех сторон озеро окружено горами, находясь в огромной чаше. С нашей, южной стороны, берег совсем пологий и топкий - нормально войти в воду, чтобы искупаться, нереально.

Поэтому мне хотелось обогнуть озеро по северной стороне, она более скалистая, берега там каменистые. Мы свернули с основной дороги и поехали на север.

Тут отличные условия для пастбищ - через каждый километр видны группки чабаньих юрт и большие стада различных копытных, встретили даже яков.

Скоро дорога кончилась, причем очень резко: насыпь просто оборвалась на ровном месте, и дальше пошла грунтовка. Надо сказать, что в былые времена власти постарались на славу: к озеру с трех сторон ведут хорошо оборудованные насыпные дороги со столбиками и дренажными отводами. Однако время берет своё, нынешней власти особо дела нет, поэтому дорогу размывает: местами её просто нет, десятки метров высокой насыпи снесены весенними потоками.

Мы остановились у последней юрты. Судя по всему, дальше до самых гор шла заболоченная пустошь. Чабан в разговоре со скептицизмом отнесся к нашей идее ехать на север: ничего там интересного нет, да и вечереет уже. Мы устроили совет. С одной стороны хотелось подальше от стад и всё-таки искупаться на такой-то высоте. С другой стороны девушки уже подустали - мы с утра на колесах. К тому же хотелось однажды переночевать в юрте, а когда это лучше сделать, как не в такую холодрыгу.

Поэтому мы вернулись на южную сторону озера, где для туристов устроены настоящие гостиницы в виде гостевых юрт. Вот, например. Справа видны сортиры М и Ж. Эта гостиница оказалась занята большой группой венгров, поэтому мы двинулись дальше и сняли большую юрту без лампочки и печки (а нафига нам, у нас всё своё).

Издалека похоже на пельмени) Фиг вам, рано обрадовались, это сыр, соленый и твердый. Киргизы считают его лакомством, мы не особенно в него врубились.

В этой гостинице была даже баня - некая жестяная будка площадью 1 кв. м. Мы не рискнули)

Не знаю, как эта машина сюда попала. Видимо очень давно, своим ходом, когда дороги были ещё дорогами.

Вечером нам подарили замечательный закат. "Драматик вью" был со всех сторон, глаза разбегались.

Был даже настоящий дракон, который пытался проглотить закатывающееся солнце.

Мы прогулялись до озера. Купаться я передумал. Да - высоко, да - холодно, да - знаково, по всем признакам - надо. Но берег болотистый, истоптанный тяжелым скотом и, судя по всему, очень мелкий. Непонятно, сколько нужно пробираться по этой топи до нормальной воды. Я купаюсь для кайфа, а тут я его гарантированно не получу. "Ничего, будет еще случай и повыше" - сказал я себе. Короче, передумал)

Стемнело и похолодало до +7. Ужин мы заказали у хозяев, они нас вкусно покормили местной пелядью и всякими плюшками с каймаком и медом. День выдался насыщенный, мы расстелили на полу юрты шкуры и спальники и завалились спать. Выяснилось, что тут есть молодежь, она собралась неподалёку на огромных скрипучих качелях, и засыпали мы под нестройные плаксивые голоса, певшие грустно: "жаныыыыыым".

Утром, как обычно, я встал первым и пошел пофоткать. Вот, например, интересный оптический эффект. Слева, далеко за краем кадра, эта серая полоска превращается в линию гор. А облака, как и небо, окрасились нежно-розовым светом.

Ноль градусов. Ночью было -1. Альтиметр почему-то врет - на самом деле метров на сто выше.

Это наша юрта в лучах восходящего солнца. Аяврики крепко спят.

Иван ночевал в машине. Накануне после ужина он укатил в соседний лагерь к друзьям (тоже на Деликах) и вернулся, видимо, совсем поздно. Вон, как надышал-то)

Утром девушки тоже покачались на качелях) Стремительно теплело, иней с травы сошел, мы умылись, размялись и пошли завтракать.

На этот раз снял тайм-лапс нашего завтрака. Было ну очень вкусно)

Сегодня нас ждёт длительный переезд до Иссык-куля. Поэтому мы не засиживаемся и едем дальше.

С восточной стороны Сон-Куля есть пара маленьких озер, а в них классическое, правильное отражение.

Сурки.

Спускались мы вот по этой дороге, по перевалу, который зовется "33 попугая". Почему попугая - неизвестно, в мультфильме же было 38 попугаев?

Ну а 33 - это типа повороты, дорога с перевала очень извилистая. На самом деле мы насчитали 27 поворотов. Так-то их больше 40, но надо было считать только полные развороты на 180 градусов. Полагаю, что 33 - это просто для красоты)

Ну, разумеется, позы) И эхо повторяет: мать... мать... мать...

Вот оттуда мы съехали.

Местный.

Пирамиды.

Вниз.

Резюмируем. Озеро Сон-Куль - популярный туристический объект. Конечно не настолько, чтоб туристов возили сюда автобусами. Дорога трудная и нудная, поэтому везут внедорожниками и надолго обычно не задерживаются - максимум переночевать. Из-за огромных размеров и расстояний нет ощущения, что здесь людно, и это хорошо. Ночью тут реально холодно, даже в разгар лета - минус. В хорошую погоду вполне можно переночевать и в палатке, но здесь нередко бывают дожди и туманы, так что гостевая юрта - это хороший вариант. Цены у всех одинаковые, но немного поторговаться - можно. В юрте специфический запах, это надо иметь ввиду, пахнет шкурами. Но это же юрта, чего вы хотели. Развлечений и экстрима у озера нет, так что одного удачного по погоде дня вполне достаточно, чтобы оценить красоту этого места.

Особенно хороши, конечно, перевалы. Дорога с северной стороны труднопроходима. На любителя. В озере есть рыба, местные ловят сига и пелядь. Говорят, тут много птиц, включая косяки черных аистов и журавлей-красавок. Не знаю, не видел, наверное, не сезон.

С точки зрения велопохода, я бы в такую высь не попёрся. Большой перепад высоты, дорога очень нудная и пыльная, со стороны Кара-Кичи - вся черная от угля, виды так себе. Такой подъем занял бы у нас полный ходовой день с раннего утра и до упора. Учитывая, что наверху просто ровная продуваемая холодная площадка с недружелюбным озером, - оно того не стоит. Так что рекомендую автозаброску, в поселках внизу видел подходящий транспорт - можно договориться. Если проезжаете озеро на восток, не забудьте заглянуть на перевал Молдо-Ашу, это всего 4 км от озера.