watman.ruантон ватман и студия «новый дизайн»         заказать сайтрассчитать стоимостьзаказать фотопортрет интерьер монтажзаказать дизайнлоготип графика рекламалайлаймузыкальный блогмагамбафотовыставка
сайтысъёмкадизайнблогне домаархивы

Vimeo
Linked.In

не дома: тянь-шань 2012, иссык-куль 201226 мая 2013

Киргизия, 2012. Часть VII. Иссык-Куль, южные ущелья: Барскоон, Кызыл Суу, Джеты Огуз, Каракол

Я выбрал шесть ущелий с южной стороны Иссык-Куля, понимая, что часть из них посетить мы не успеем. В итоге мы не попали в ущелья Джууку и Алтын Арашан, но зато в Барскооне побывали дважды.
С него мы и начали. Изначально я планировал подняться наверх до упора, благо, наверх, до самого перевала Суек через долину Арабель проложена хорошая дорога – тут находится  большой горнодобывающий комбинат на золотом руднике Кумтор. Рудник освоен канадской компанией, тут ежегодно добываются тонны золота, поэтому через ущелье постоянно снуют большегрузные автомобили, поднимая тучи пыли. Мы видели специальные поливальные машины на этой горной дороге, но помогает это мало.
Подъем на перевал Барскоон (Барскаун) долог, с серьезным набором высоты, мы несколько раз останавливались остыть. На высоте 3,5 км лежит долина Арабель, здесь всегда дует холодный ветер. Мы немного опасались «горняшки» - горной болезни, но ни с кем из нас ничего особенного не произошло.

Мы проехали до перевала Суек, до высоты 4028 метров – выше мы еще никогда не были. Здесь почти нет растительности, кругом голый осыпной камень. На даже на такой высоте встречаются цветы).
Приехали мы сюда ради факта, это наш рекорд по высоте. Прошлись немного пешком – да, дыхание сразу перехватывает, тут явный недостаток кислорода.

Делать тут совершенно нечего, мы спустились пониже в долину реки Барскоон, но нормального места для стоянки не нашли: с одной стороны это настоящее горное ущелье, очень суровое и красивое, с другой – мы имеем тут настоящую индустриальную трассу с шумом и пылью, плюс, пониже – обилие туристов, приехавших поглазеть на водопады.

Поэтому мы спустились к озеру, проехали вдоль него на восток и поднялись в другое ущелье, менее людное, – Кызыл Суу. Тут, недалеко от горячих источников, мы и решили переночевать на небольшой полянке между горной дорогой и бурной рекой.

Это совсем недалеко от Иссык-Куля, с его выжженными бурыми берегами, но тут совершенно другие ландшафт и природа. Кругом разнотравье и красивейшие высокие остроконечные тянь-шаньские ели (ели Шренка). Здесь холодно по ночам и прохладно днём. Из-за высоких и крутых склонов ущелья сюда попадает немного солнечного света, а погода может измениться за минуты. Впрочем, нам повезло – дождей не было.
Здесь здорово).

Наутро мы посетили горячие источники. Это небольшие ванны, выложенные кафелем со всегда горячей и вонючей сероводородной водой. Окунание в эти ванны считается полезным.  Да, ощущения необычные, по крайней мере для похода. Чувствуешь себя посвежевшим.

Мы попали на окончание Уразы, на самый Ураза-байрам, и хозяева источника позвали нас за стол. Это настоящий праздник).

Мы прожили тут целый день и остались еще на одну ночь. Прогулялись выше по ущелью, снимали тайм-лапсы и всячески кайфовали.

Утром собрались, спустились к озеру, подкупили провианта и поехали в следующее ущелье, Джеты Огуз. Это, пожалуй, самое известное ущелье Иссык-Куля. Оно очень живописное, здешние достопримечательности – скалы Джеты Огуз (Семь быков), Разбитое сердце, водопад Девичьи косы. В водопаде я, дождавшись, пока уйдут другие посетители, даже искупался – вода, кстати, не очень холодная.

В долине много гостевых юрт и харчевен. В одной из них мы пообедали – поели национальное блюдо куурдак – тушеное мясо с картошкой. Надо сказать, что киргизская кухня незамысловатая: это много мяса, часто с тестом, иногда с картошкой и совсем изредка – с овощами. Пища жирная, сытная и очень тяжелая. Я в походах не придерживаюсь полного сыроедения – мне интересно попробовать разных местных блюд, но вот в Киргизии мне пару раз было нехорошо, всё-таки я отвык от такого количества мяса и жареного теста.

Останавливаться на ночь мы тут не стали, решили переночевать на озере, в районе Баз-Бешик. Но вышеупомянутые события вынудили нас на два дня вернуться в Тихую бухту.

Раз уж мы вернулись назад, мы решили еще раз съездить в ущелье Барскоон, в прошлый раз мы пропустили там интересные водопады. Ну и поехали.

Памятник грузовику КамАЗ стоит тут давно, и от него уже мало что осталось.

Не повезло и Гагарину, старый памятник обезобразили вандалы, пришлось ставить новый. В этом и соседних ущельях часто бывали на отдыхе многие советские космонавты. Тут они восстанавливались после полетов.

Мы добрались до водопада «Чаша Манаса», терпеливо дождались, когда уйдут последние посторонние посетители, и искупались в чаше. Это очень  круто).

Выше по ущелью подниматься мы не стали - мы там уже были.

После Барскоона мы поехали на восток, в город Каракол, бывший Пржевальск. Тут мы посетили деревянную православную церковь (якобы построенную без единого гвоздя) и деревянную же мечеть в дунганском стиле. Это очень необычная для нашего представления мечеть.

График не позволял уже нам надолго задерживаться на южном берегу Иссык-Куля, и мы поднялись в последнее ущелье – Каракол. Зимой это популярнейшее у туристов место – здесь находятся горнолыжные базы с отличными хорошо оборудованными спусками. А летом тут немноголюдно и спокойно. Мы остановились на хорошей полянке с костровищем и столом.

Утром я прогулялся наверх и увидел даже косуль.

Ущелья Южного Иссык-Куля прекрасны. Здесь нереально, фантастически красиво, обалденный воздух и постоянное ощущение сказки. С точки зрения велосипедного похода – это отличный выбор. Внизу, под каждым ущельем есть поселок или городок, где можно найти транспорт для заброски наверх. Считаю идеальным именно такой способ: заброситься на авто максимально выше, а потом еще выше своим ходом, переночевать вдалеке от цивилизации, а потом не спеша спуститься к озеру по красивейшей горной дороге.

Индустриальным является только Барскоон – из-за золотого рудника, ну и Джеты Огуз довольно популярен у туристов. Остальные ущелья почти безлюдны, очень красивы, их обязательно надо посетить.