watman.ruантон ватман и студия «новый дизайн»         заказать сайтрассчитать стоимостьзаказать фотопортрет интерьер монтажзаказать дизайнлоготип графика рекламалайлаймузыкальный блогмагамбафотовыставка
сайтысъёмкадизайнблогне домаархивы

Linked.In

не дома: кавказ, 20098 июня 2009

Мезмай, Гуамка, Красный Дагестан

До Хаджоха мы спустились быстро по той же разбитой лесовозной дороге. Заодно вспомнили первый наш день и порадовались, что не попёрли по ней вверх после дождя. В Хаджохе опять перекусили в кафешке, вызвали своего прежнего забросчика и поехали опять наверх, но теперь уже не на Лаго-наки, а до поворота на Мезмай.

В этот раз мы упаковали велосипеды очень компактно - ж опыта стало больше). До поворота мы добрались уже к вечеру. Стало понятно, что мы вряд ли успеем до темноты добраться до Гуамки, как это планировалось. Начался очень жёсткий и крутой спуск, дорога большей частью была просто каменной - горная порода без намёка на грунт.

На относительно ровном участке дороге случился первый прокол и замена камеры. Через несколько минут камеру опять порвало при торможении, стало совсем темно, и мы наспех в сгущающихся сумерках выбрали место и разбили лагерь.

Мы совсем немного не доехали до Мезмая: был слышен гул мотоциклов и лай собак. Место называлось Темнолесье и стопроцентно оправдывало своё название: было очень-очень темно и немного жутковато.
Наутро, впрочем, поляна оказалась вполне уютной, покрытой ромашками и разнотравьем, хотя ночью казалось, что из леса вот-вот выйдут назгулы). Мы спустились в Мезмай, который ничем нам не запомнился кроме спешного перекуса хлебом и молоком около деревенского магазина. Путь наш лежал в Гуамское ущелье, известное своей неповторимой красотой и узкоколейкой, продолбденной в скалах.

Ну и что? Зрелище и впрямь фантастическое. Кривая железная дорога, отвесные скалы, ревущий Курджипс внизу (помните мы набирали воду из тающего снежника на Лаго-наки? - оттуда и растут ноги у Курджипса), покрытые мхом деревья, лианы и, блин, вереницы туристов: мы попали на выходной день, и со стороны Гуамки в ущелье заползли десятки туристов.

В Курджипс лучше на падать - размозжит в кашу.

Однако вот эти птички вполне комфортно себя чувствуют в бурных потоках. Что они там ловят - непонятно.

По этим рельсам курсирует дрезинка с туристами, поэтому останавливаться на рельсах опасно - дрезину из-за рёва воды не слышно, а дорога извилиста. Ближе к Гуамке в ущелье стоит совкового вида кафешка, до которой ходит уже настоящий узкоколейный поезд с парой вагонов, который и привозит из Гуамки толпы "культурных" туристов.
Дорога из ущелья приводит прямо в посёлок, куда мы приехали уже под моросящим дождиком. В Гуамке мы обнаружили, что один из наших багажников сломан. Ехать дальше было невозможно. Подручными средствами - гвоздями и проволокой при помощи местного умельца мы укрепили багажник (который прослужил нам до самого конца путешествия), переждали сильный дождь с градом и двинулись дальше.
Мы ехали по ровному мокрому асфальту вдоль речки и через некоторое время воздух вокруг нас стал влажным настолько, что в это нельзя было поверить: испарялась река, лес, дорога. Мы поняли, что сухого местечка для ночлега мы не найдём, а все наши попытки приютиться у реки ни ч ему не привели - кругом высокая мокрая трава и лужи.

Уже в темноте под начинающимся дождём мы добрались до села Красный Дагестан, где попросили приюта у местных жителей.
Приютила нас тётя Галя, голубоглазая армянка, пустив в пустующий дом свекрови и даже приготовила для нас баньку. Мы были очень рады, потому что дождь, похоже, зачастил надолго. Мы бы конечно могли переночевать на натуре в палатках - у нас всё для этого было, но мы были бы мокрые, грязные и не готовые к дальней переброски, которая нас ждала через день.

Весь день мы приводили себя в порядок, отдыхали, и принимали гостей - внучку хозяйки и её друзей.

В селе Красный Дагестан, находящемся в Краснодарском крае, рядом с Адыгеей, нет ни одного дагестанца - здесь живут армяне, сбежавшие из Турции во время геноцида.

В свободное от безделья время мы устраивали фотосессии).

В Красном Дагестане я впервые в жизни услышал оглушающий хор лягушек, настолько громкий, что невозможно было разговаривать, и увидел телёнка, дружащего с собакой - они вместе носились по улице. Снять их вдвоём я не успел, но вот телёнка соло - да.

Вечером приехал заказанный в Майкопе микроавтобус, мы погрузились и отправились в долгую 8-часовую ночную переброску в Абхазию.

Фото Лилки (3), Ильи Давыдова (1, 2, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12), гуглоспутника (4). Видео и обработка фотографий - Антон Ватман.